Глубинное интервью с мичманом на подводной лодке
Влад Вернер|25.09.20 13472
Зачем моряки ходят по дну между подводными лодками, сколько нужно атмосфер, чтобы закрыть течь; что кот забыл под водой, и что снится мичману в отставке.

Как срочник оказался под водой

Я был призван 1984 году. В призывном пункте по традиции поинтересовались «кем хочешь служить?» Я пошёл по стопам отца и попросился на флот. К тому же у меня было подспорье, поскольку до призыва я учился в Свердловской морской школе, где удавалось поплавать на парусных судах и шлюпках по реке Исеть. 

Дальше всё как обычно: распределительный пункт в Егоршино, потом переброска в Северодвинск, где уже и состоялась встреча с «покупателем» из ВМФ. 

Так как служба на подводной лодке длилась три года и требовала специальной подготовки, меня отправили в техникум, на двухлетний курс обучения. 

Учёба была расписана по минутам. Подъём в 6:00, с 8:00 до 14:00 обучение. Потом плац, марш, физподготовка — всё как в армии. 

Помимо этого, проводились уроки ракетного дела, а также погружение в барокамере и многие другие отработки. Готовили нас явно не в ясли. 

По окончании учёбы выдаётся диплом о техническом образовании, погоны и кортик. Наступает время распределения по подводным лодкам. 

Я попал на экспериментальную дизель-атомную лодку (проект 961), на которой отслужил 5 лет. Потом ушёл на повышение квалификации, отучился в Обнинске и попал в третий экипаж АПЛ «Курск» и «Воронеж» (экипаж 89075). Смысл третьего экипажа в том, чтобы подменять основной экипаж, когда тот находится в отпуске или учёбе. В остальное время запасники ходят в рейс на других лодках. 

Как посвящают в подводники

Есть ли какие-то ограничения по росту/весу?

Нет. Главное — сдать нормативы: теорию, физподготовку, барокамеру и погружение на 50–100 метров. 

мина под водой

Как посвящают в подводники?

Есть неофициальный обряд инициации: берётся плафон на 1–1,5 литра, в него набирается забортная вода на глубине где-то 100 метров, после чего командир, при всём составе в центральном отсеке, окропляет новобранцев. 

Как правильно говорить: подлодка, судно или ещё как-то?

Я всегда говорил корабль или борт. Главное, чтобы коротко было. 

Какие задачи выполнял ваш борт?

На дизель-атомном корабле мы в основном испытывали оружие.

Отстреливали ракеты П-350 и П-500, обслуживали учения и стрельбы. На АПЛ, в основном, выходили на боевые дежурства.  

Сколько в среднем длится рейс?

В среднем пару месяцев.

Чем ограничено продолжительность рейса?

Все АПЛ ограничены запасами продовольствия и моральным состоянием экипажа. Да и то, часто лодку сопровождает танкер, который чуть что может пополнить холодильники. Если исключить проблему с провиантом, то современная АПЛ может ходить 5 – 6 лет без всплытия. Но это в теории. 

На практике же имеют место аномалии психики. 

Был случай, когда дежурный по отсеку связывался с центральным постом и просил выгнать голых женщин из отсека. Так и так, мол, помогите, тут голые бабы носятся и мешают нести службу. 

Пришлось ему полежать у доктора пару дней. 

Дизельная подлодка так не может?

У дизеля все те же ограничения плюс необходимость всплывать каждые 6 – 8 часов для зарядки аккумуляторов. К тому же на таких лодках существуют проблемы с пресной водой, поэтому в душе там не поплескаться. 

Откуда на подлодке кислород

С пищей разобрались, а как насчёт кислорода?

АПЛ, на которой я служил, несла гидролизную установку, которая перегоняет забортную воду в питьевую, а также производит кислород. Этим воздухом вполне можно дышать, хоть он и не на 100% соответствует составу воздуха на поверхности. 

Что до воды, то в неё добавляются витамины и минералы, потому что в изначальном своём виде она представляет практически дистиллят. Но даже несмотря на добавки, эта вода негативно сказывается на здоровье — например, очень страдают зубы. 

Вообще, зубы — это основная профессиональная болезнь подводника.

Как глубоко вы погружались?

Где-то на 450 метров из допустимых 800. Это на АПЛ. У дизеля 350 метров — это предел. Основную часть времени корабль находится на боевой глубине в 200 метров. 

Что можно взять с собой на борт?

Каких-то особых ограничений не было. Захочешь — хоть телевизор можешь принести. 

Про подводных котов и финскую сауну

А животных можно?

На дизельном корабле у нас был кот — член экипажа, рабочий, оберегающий проводку от грызунов. 

кот на подводной лодке

На АПЛ был живой уголок с черепашками, белыми мышами и прочей живностью. Это такой элемент комнаты отдыха был…

А что ещё было в комнате отдыха?

Можно было поиграть в игровые автоматы «морской бой», в шахматы, домино. Или сходить в финскую сауну, а потом нырнуть в бассейн с чистейшей забортной водой, которую набирают с глубины 100–500 метров. Можно посетить солярий или спортзал. 

Но спортзал, кстати, не особо пользовался спросом, потому как местный воздух годился для дыхания, но вот для спорта — не очень. 

Как выглядит каюта?

круглый вход в дом

Примерно, как купе в поезде, только без окошек и с большей вариативностью по заселённости. У офицеров, в зависимости от звания, каюты 4 и 2-местные. У командира корабля одиночная, а мичманы живут в 6-местных. Состав срочников располагается, по-моему, в 12-местных. Все каюты оборудованы койками, столиком и телевизором с рабочим центральным телевидением. 

В каком графике вы работали?

Смена длится 4 часа, потом пересменка. За это время необходимо совершить обход корабля на предмет возгораний и протечек. На отдых даётся 8 часов.

Кажется, рабочего времени совсем немного.

Это только кажется. На деле же, служба — это та ещё беготня. То и дело отрабатываются аварийные всплытия, боевые тревоги. По факту свободного времени почти не остаётся. 

Может ли моряк-подводник отпустить усы?

На боевом дежурстве допускаются и усы, и шикарная шевелюра, но как только корабль заходит на базу, всё это должно быть сбрито. 

Как вынести мусор на подлодке

Куда выкидывался мусор и канализация?

подводная лодка
 
На борту есть специальный торпедный аппарат, в который загружается мусор, после чего отстреливается в море. 

Этот аппарат имеет отрицательную плавучесть, поэтому отходы копятся на дне. Данный метод — общемировой стандарт. 

Канализация также сбрасывается в море. Но, как правило, до дна всё это добро не доходит — съедается рыбами и другими морскими животными. 

Как проходили дежурства? Мытьём занимались все по очереди или приходилось кого-нибудь «напрягать»?

Каждый мыл свой отсек, вот и всё. Потому что... ну не будешь же ты в грязи жить? Есть территория и корабельное расписание, поэтому будь добр содержать всё в чистоте. Да, и мичманы мыли, и срочники, и полковники. Ничего позорного в этом нет. 

Ещё были редкие дежурства по кухне, когда кок не справлялся с меню — картошку там почистить, морковь... 

А что до питания? Хорошо кормили подводника в 90-х?

Подводники — это элита, привилегированная раса ВС, поэтому и кухня была соответствующая. 

Балык, красная игра, красное вино, которое так необходимо для работы организма. Всего было в достатке.

Опишите опыт первого погружения. Были какие-нибудь странные ощущения?

Я заметил вот что. Человек, впервые оказавшийся на борту, просто не понимает, что происходит. 

Единственный маркер, по которому можно узнать о погружении — команды с центрального поста: «Погрузились на 10 метров, осмотреться в отсеках»

Соответственно, нужно осмотреться на предмет протечек, после чего командир отсека даёт обратную связь: «Отсек осмотрен, замечаний нет» И так каждые 10 метров... 

О странных скрипах и курении

Слышны ли под водой скрипы обшивки и другие странные звуки?

подводная лодка
 
Все-такие давление нешуточное: каждые 10 метров = 1 атмосфере. Звук исходит не от самого корпуса, который сжимается под давлением, а от деталей, которые прикреплены к лодке, но имеют немного другую плотность, а значит и сжимаются меньше. 

Погружаешься и слышишь: «Тик-тик, тик-тик» — металл об металл трётся... 

Всё это обыденно, конечно.   

Что до курения?

На дизельной лодке это — табу. Это как если заядлого курильщика посадить на пороховую бочку и дать сигарет со спичками. Никто в здравом уме не закурит. А на АПЛ была комната для курения на 4-х человек, вентиляция, фильтры. Народ курил и радовался. 

Есть ли какие-нибудь суеверия и легенды среди подводников?

Насчёт легенд я ничего не слышал, а что до суеверий, тот тут всё индивидуально. Ну, можешь помолиться, намаз сделать... Или «Господи, сохрани!» прочитать, если ЧП.

Если заболел под водой — на берег отправят?

Во-первых, нужно ещё пройти медкомиссию, чтобы уйти в длительный рейс (от 2-х месяцев). Малейшее подозрение — и ты остался на берегу. Права заболеть ты не имеешь. 

Во-вторых, на борту есть врач с медбратьями, которые научены и аппендицит вырезать, и зубы вылечить, если что.

О ЧП под водой

Случались ЧП?

Серьёзных ситуаций на нашем борту не припомню. Было, что 50% экипажа свалилось с гриппом, да и всё. 

подводная лодка вынырнула

А ещё был случай в 1996 году, когда с нами в паре ходил корабль, на борту которого произошёл разрыв аппендицита у матроса. Это неоперабельный случай в условиях подводного плавания. 

А у нас задание — следовать за натовским авианесущим ордером... В итоге нашим коллегам ничего не оставалось, кроме как всплыть. Так получилось, что всплыли они прямо внутри этого ордера — передали моряка, погрузились и ушли. И, главное, ни на одном приборе они не засветились: появились из ниоткуда и пропали в никуда. 

Тогда разразился скандал, и многие натовские верха лишились званий.

Расскажите о средствах защиты на лодке.

У каждого моряка с собой имеется сумочка на поясе, внутри которой ПДА (портативный дыхательный аппарат). Используется при задымлении, действует 20 минут — этого времени должно хватить, чтобы найти другой аппарат — ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат), рассчитанный на 2,5 часа работы. Правда, при сильном задымлении и давлении время работы снижается. 

Ещё есть центральная дыхательная система, расположенная по всему кораблю. Называется ШДА (шланговый дыхательный аппарат). Выглядит он как шланг с маской, как у водолазов. 

Возможно ли покинуть затонувшую лодку?

Да, если глубина менее 100 метров. 

Обычно для спасения моряков используются специальные аппараты «колокол». Если сильно постараться, можно всплыть из торпедного аппарата в водолазном костюме. 

Эвакуация из торпедного аппарата с глубины 10 метров отрабатывается на учениях. 

Так что всё это вполне реально. Другое дело, что в последний раз такое всплытие было очень давно, где-то на Камчатке, когда лодка затонула на глубине как раз-таки 100 метров. И то, как такового всплытия тогда не было, потому что моряки просто переправились с аварийной лодки на другую, натянув между ними канат.  

подводная лодка

Что делать, если пошла течь?

В каждом отсеке расположен трубопровод высокого давления, с помощью которого можно произвести поджим воздухом. Если течь идёт на 10 метрах, нужно подкачать 1 атмосферу воздуха, чтобы её прекратить. На 20 метрах — 2 атмосферы и так далее. 

Безболезненно человек может вынести до 5 атмосфер. 

Есть и другие методы. Например, раздвижные упоры и надувные подушки. Однако намного чаще всё-таки используется вариант с воздухом, — вплоть до эвакуации состава из отсека. 

О дедовщине и деньгах

Была ли дедовщина?

Дедовщина обычно связана с чем? Просто кто-то не хочет выполнять свои обязанности и старается их переложить на другого. На борту, ещё раз повторю, у каждого есть своя территория, которую нужно обслуживать. Поэтому почвы для дедовщины нет. 

Отношения с экипажем были больше уставными или дружескими?

В основном дружеские, конечно. Но! При боевой тревоге дружба превращается в службу, и ты обязан подчиняться. 

На борту есть карцер или тюрьма?

Нет.

Сколько вам платили в 90-х?

Я уже не помню, если честно... тогда деньги менялись, миллионы были... А вот первая моя получка в 1986 году составила 315 рублей. Это достаточно много.

На такой службе идёт год за два?

Да. Я вышел на пенсию в 33 года (1998 год). Общий стаж, если пересчитать на обычную систему, 25,5 лет.

О семье, 90-х и сновидениях

Как семья относилась к долгому отсутствию?

вино и красная рыба

Отрицательно. Время тогда было тяжёлое. Семья жила в посёлке Видяево, где зимой морозы до -40. И жили мы в таком доме... ни горячей воды, ни отопления. Газ привозили из Мурманска один раз в два месяца, хватало его на две недели. Холодная вода была, но толщина струи... ну, со стержень от шариковой ручки. Проще говоря, было хреново.

Но самое-то плохое в том, что я сытый и в тепле служил, а семья здесь, в этих тяжёлых условиях ждала.

Между рейсами тянуло в море?

Не успевал соскучиться, потому что боевые корабли ходят в море очень часто. Но вот когда уволился и переехал, начались сны. 

подводная лодка на реке

У нас тут речка есть, метров десять в ширину. Сплю и вижу, как из неё АПЛ всплывает…

А сейчас пошли бы служить?

Пошёл бы.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


Товарный знак стоит денег
Интервью с юристом по интеллектуальной собственности Алексеем Башуком

Раскрываем глаза предпринимателям и изобретателям, которые думают, что патенты нужны только всяким Apple и Samsung. Как не потерять деньги на товарном знаке? Как не влететь на огромные расходы в суде? Стоит ли бороться за авторские права?

Ежи Симбин|14.02.20 9980
предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9798
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9583
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.