Как срочник оказался под водой
Я был призван 1984 году. В призывном пункте по традиции поинтересовались «кем хочешь служить?» Я пошёл по стопам отца и попросился на флот. К тому же у меня было подспорье, поскольку до призыва я учился в Свердловской морской школе, где удавалось поплавать на парусных судах и шлюпках по реке Исеть.
Дальше всё как обычно: распределительный пункт в Егоршино, потом переброска в Северодвинск, где уже и состоялась встреча с «покупателем» из ВМФ.
Так как служба на подводной лодке длилась три года и требовала специальной подготовки, меня отправили в техникум, на двухлетний курс обучения.
Учёба была расписана по минутам. Подъём в 6:00, с 8:00 до 14:00 обучение. Потом плац, марш, физподготовка — всё как в армии.
Помимо этого, проводились уроки ракетного дела, а также погружение в барокамере и многие другие отработки. Готовили нас явно не в ясли.
По окончании учёбы выдаётся диплом о техническом образовании, погоны и кортик. Наступает время распределения по подводным лодкам.
Я попал на экспериментальную дизель-атомную лодку (проект 961), на которой отслужил 5 лет. Потом ушёл на повышение квалификации, отучился в Обнинске и попал в третий экипаж АПЛ «Курск» и «Воронеж» (экипаж 89075). Смысл третьего экипажа в том, чтобы подменять основной экипаж, когда тот находится в отпуске или учёбе. В остальное время запасники ходят в рейс на других лодках.
Как посвящают в подводники
Есть ли какие-то ограничения по росту/весу?
Нет. Главное — сдать нормативы: теорию, физподготовку, барокамеру и погружение на 50–100 метров.
Как посвящают в подводники?
Есть неофициальный обряд инициации: берётся плафон на 1–1,5 литра, в него набирается забортная вода на глубине где-то 100 метров, после чего командир, при всём составе в центральном отсеке, окропляет новобранцев.
Как правильно говорить: подлодка, судно или ещё как-то?
Я всегда говорил корабль или борт. Главное, чтобы коротко было.
Какие задачи выполнял ваш борт?
На дизель-атомном корабле мы в основном испытывали оружие.
Отстреливали ракеты П-350 и П-500, обслуживали учения и стрельбы. На АПЛ, в основном, выходили на боевые дежурства.
Сколько в среднем длится рейс?
В среднем пару месяцев.
Чем ограничено продолжительность рейса?
Все АПЛ ограничены запасами продовольствия и моральным состоянием экипажа. Да и то, часто лодку сопровождает танкер, который чуть что может пополнить холодильники. Если исключить проблему с провиантом, то современная АПЛ может ходить 5 – 6 лет без всплытия. Но это в теории.
На практике же имеют место аномалии психики.
Был случай, когда дежурный по отсеку связывался с центральным постом и просил выгнать голых женщин из отсека. Так и так, мол, помогите, тут голые бабы носятся и мешают нести службу.
Пришлось ему полежать у доктора пару дней.
Дизельная подлодка так не может?
У дизеля все те же ограничения плюс необходимость всплывать каждые 6 – 8 часов для зарядки аккумуляторов. К тому же на таких лодках существуют проблемы с пресной водой, поэтому в душе там не поплескаться.
Откуда на подлодке кислород
С пищей разобрались, а как насчёт кислорода?
АПЛ, на которой я служил, несла гидролизную установку, которая перегоняет забортную воду в питьевую, а также производит кислород. Этим воздухом вполне можно дышать, хоть он и не на 100% соответствует составу воздуха на поверхности.
Что до воды, то в неё добавляются витамины и минералы, потому что в изначальном своём виде она представляет практически дистиллят. Но даже несмотря на добавки, эта вода негативно сказывается на здоровье — например, очень страдают зубы.
Вообще, зубы — это основная профессиональная болезнь подводника.
Как глубоко вы погружались?
Где-то на 450 метров из допустимых 800. Это на АПЛ. У дизеля 350 метров — это предел. Основную часть времени корабль находится на боевой глубине в 200 метров.
Что можно взять с собой на борт?
Каких-то особых ограничений не было. Захочешь — хоть телевизор можешь принести.
Про подводных котов и финскую сауну
А животных можно?
На дизельном корабле у нас был кот — член экипажа, рабочий, оберегающий проводку от грызунов.
На АПЛ был живой уголок с черепашками, белыми мышами и прочей живностью. Это такой элемент комнаты отдыха был…
А что ещё было в комнате отдыха?
Можно было поиграть в игровые автоматы «морской бой», в шахматы, домино. Или сходить в финскую сауну, а потом нырнуть в бассейн с чистейшей забортной водой, которую набирают с глубины 100–500 метров. Можно посетить солярий или спортзал.
Но спортзал, кстати, не особо пользовался спросом, потому как местный воздух годился для дыхания, но вот для спорта — не очень.
Как выглядит каюта?
Примерно, как купе в поезде, только без окошек и с большей вариативностью по заселённости. У офицеров, в зависимости от звания, каюты 4 и 2-местные. У командира корабля одиночная, а мичманы живут в 6-местных. Состав срочников располагается, по-моему, в 12-местных. Все каюты оборудованы койками, столиком и телевизором с рабочим центральным телевидением.
В каком графике вы работали?
Смена длится 4 часа, потом пересменка. За это время необходимо совершить обход корабля на предмет возгораний и протечек. На отдых даётся 8 часов.
Кажется, рабочего времени совсем немного.
Это только кажется. На деле же, служба — это та ещё беготня. То и дело отрабатываются аварийные всплытия, боевые тревоги. По факту свободного времени почти не остаётся.
Может ли моряк-подводник отпустить усы?
На боевом дежурстве допускаются и усы, и шикарная шевелюра, но как только корабль заходит на базу, всё это должно быть сбрито.
Как вынести мусор на подлодке
Куда выкидывался мусор и канализация?
На борту есть специальный торпедный аппарат, в который загружается мусор, после чего отстреливается в море.
Этот аппарат имеет отрицательную плавучесть, поэтому отходы копятся на дне. Данный метод — общемировой стандарт.
Канализация также сбрасывается в море. Но, как правило, до дна всё это добро не доходит — съедается рыбами и другими морскими животными.
Как проходили дежурства? Мытьём занимались все по очереди или приходилось кого-нибудь «напрягать»?
Каждый мыл свой отсек, вот и всё. Потому что... ну не будешь же ты в грязи жить? Есть территория и корабельное расписание, поэтому будь добр содержать всё в чистоте. Да, и мичманы мыли, и срочники, и полковники. Ничего позорного в этом нет.
Ещё были редкие дежурства по кухне, когда кок не справлялся с меню — картошку там почистить, морковь...
А что до питания? Хорошо кормили подводника в 90-х?
Подводники — это элита, привилегированная раса ВС, поэтому и кухня была соответствующая.
Балык, красная игра, красное вино, которое так необходимо для работы организма. Всего было в достатке.
Опишите опыт первого погружения. Были какие-нибудь странные ощущения?
Я заметил вот что. Человек, впервые оказавшийся на борту, просто не понимает, что происходит.
Единственный маркер, по которому можно узнать о погружении — команды с центрального поста: «Погрузились на 10 метров, осмотреться в отсеках»
Соответственно, нужно осмотреться на предмет протечек, после чего командир отсека даёт обратную связь: «Отсек осмотрен, замечаний нет» И так каждые 10 метров...
О странных скрипах и курении
Слышны ли под водой скрипы обшивки и другие странные звуки?
Все-такие давление нешуточное: каждые 10 метров = 1 атмосфере. Звук исходит не от самого корпуса, который сжимается под давлением, а от деталей, которые прикреплены к лодке, но имеют немного другую плотность, а значит и сжимаются меньше.
Погружаешься и слышишь: «Тик-тик, тик-тик» — металл об металл трётся...
Всё это обыденно, конечно.
Что до курения?
На дизельной лодке это — табу. Это как если заядлого курильщика посадить на пороховую бочку и дать сигарет со спичками. Никто в здравом уме не закурит. А на АПЛ была комната для курения на 4-х человек, вентиляция, фильтры. Народ курил и радовался.
Есть ли какие-нибудь суеверия и легенды среди подводников?
Насчёт легенд я ничего не слышал, а что до суеверий, тот тут всё индивидуально. Ну, можешь помолиться, намаз сделать... Или «Господи, сохрани!» прочитать, если ЧП.
Если заболел под водой — на берег отправят?
Во-первых, нужно ещё пройти медкомиссию, чтобы уйти в длительный рейс (от 2-х месяцев). Малейшее подозрение — и ты остался на берегу. Права заболеть ты не имеешь.
Во-вторых, на борту есть врач с медбратьями, которые научены и аппендицит вырезать, и зубы вылечить, если что.
О ЧП под водой
Случались ЧП?
Серьёзных ситуаций на нашем борту не припомню. Было, что 50% экипажа свалилось с гриппом, да и всё.
А ещё был случай в 1996 году, когда с нами в паре ходил корабль, на борту которого произошёл разрыв аппендицита у матроса. Это неоперабельный случай в условиях подводного плавания.
А у нас задание — следовать за натовским авианесущим ордером... В итоге нашим коллегам ничего не оставалось, кроме как всплыть. Так получилось, что всплыли они прямо внутри этого ордера — передали моряка, погрузились и ушли. И, главное, ни на одном приборе они не засветились: появились из ниоткуда и пропали в никуда.
Тогда разразился скандал, и многие натовские верха лишились званий.
Расскажите о средствах защиты на лодке.
У каждого моряка с собой имеется сумочка на поясе, внутри которой ПДА (портативный дыхательный аппарат). Используется при задымлении, действует 20 минут — этого времени должно хватить, чтобы найти другой аппарат — ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат), рассчитанный на 2,5 часа работы. Правда, при сильном задымлении и давлении время работы снижается.
Ещё есть центральная дыхательная система, расположенная по всему кораблю. Называется ШДА (шланговый дыхательный аппарат). Выглядит он как шланг с маской, как у водолазов.
Возможно ли покинуть затонувшую лодку?
Да, если глубина менее 100 метров.
Обычно для спасения моряков используются специальные аппараты «колокол». Если сильно постараться, можно всплыть из торпедного аппарата в водолазном костюме.
Эвакуация из торпедного аппарата с глубины 10 метров отрабатывается на учениях.
Так что всё это вполне реально. Другое дело, что в последний раз такое всплытие было очень давно, где-то на Камчатке, когда лодка затонула на глубине как раз-таки 100 метров. И то, как такового всплытия тогда не было, потому что моряки просто переправились с аварийной лодки на другую, натянув между ними канат.
Что делать, если пошла течь?
В каждом отсеке расположен трубопровод высокого давления, с помощью которого можно произвести поджим воздухом. Если течь идёт на 10 метрах, нужно подкачать 1 атмосферу воздуха, чтобы её прекратить. На 20 метрах — 2 атмосферы и так далее.
Безболезненно человек может вынести до 5 атмосфер.
Есть и другие методы. Например, раздвижные упоры и надувные подушки. Однако намного чаще всё-таки используется вариант с воздухом, — вплоть до эвакуации состава из отсека.
О дедовщине и деньгах
Была ли дедовщина?
Дедовщина обычно связана с чем? Просто кто-то не хочет выполнять свои обязанности и старается их переложить на другого. На борту, ещё раз повторю, у каждого есть своя территория, которую нужно обслуживать. Поэтому почвы для дедовщины нет.
Отношения с экипажем были больше уставными или дружескими?
В основном дружеские, конечно. Но! При боевой тревоге дружба превращается в службу, и ты обязан подчиняться.
На борту есть карцер или тюрьма?
Нет.
Сколько вам платили в 90-х?
Я уже не помню, если честно... тогда деньги менялись, миллионы были... А вот первая моя получка в 1986 году составила 315 рублей. Это достаточно много.
На такой службе идёт год за два?
Да. Я вышел на пенсию в 33 года (1998 год). Общий стаж, если пересчитать на обычную систему, 25,5 лет.
О семье, 90-х и сновидениях
Как семья относилась к долгому отсутствию?
Отрицательно. Время тогда было тяжёлое. Семья жила в посёлке Видяево, где зимой морозы до -40. И жили мы в таком доме... ни горячей воды, ни отопления. Газ привозили из Мурманска один раз в два месяца, хватало его на две недели. Холодная вода была, но толщина струи... ну, со стержень от шариковой ручки. Проще говоря, было хреново.
Но самое-то плохое в том, что я сытый и в тепле служил, а семья здесь, в этих тяжёлых условиях ждала.
Между рейсами тянуло в море?
Не успевал соскучиться, потому что боевые корабли ходят в море очень часто. Но вот когда уволился и переехал, начались сны.
У нас тут речка есть, метров десять в ширину. Сплю и вижу, как из неё АПЛ всплывает…
А сейчас пошли бы служить?
Пошёл бы.
Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.