Интервью со священником
Томас Форсберг|15.06.20 2605
Сколько зарабатывает обычный деревенский поп? Почему грех курения хуже содомии? И что ждёт православную веру и религию вообще?

Про братьев, качалку и православного араба

Расскажи, как ты пришёл к тому, чтобы стать священником?

Я из простой советской семьи. Родители мои – не атеисты, но и не активно верующие. На Пасху яйца покрасить, прийти на отпевание и не более. Такие обрядовые вещи в семье были всегда. Но именно религиозным я стал в 13 лет, и с того времени я в этом направлении активно двигаюсь. Самую полную реализацию своих стремлений я видел только в одном – стать священником. На это можно смотреть по-разному: взросление, поиск себя. А верующий человек скажет: «Бог привёл».

Я видел, чем увлекались мои друзья. Всё это было интересно: музыка, кино, искусство. Но не выходило за рамки этой жизни. А настоящий смысл должен быть вне.

Мой выбор не был чудом или результатом трагедии. Не то, чтобы я взял и в один момент пошёл к вере. Это происходило постепенно.

Ты сразу выбрал для себя православие или рассматривал какие-то иные конфессии?

Я из Башкирии. Городок Благовещенск, но обычно я говорю Уфа, поскольку он практически рядом. В Башкирии распространены две религии – православие и ислам. Не то, чтобы с детства в меня вкладывалось негативное отношение к исламу. Просто есть некоторое иронично-саркастическое взаимоотношение на бытовом уровне, которое, к сожалению, так или иначе, оставляет свой отпечаток. Поэтому ислам я сразу не рассматривал. А православие мне ближе по происхождению.

Как родители и друзья отнеслись к твоему решению стать священником?

Родители всегда меня поддерживали и рады тому, как у меня складывается жизнь. А друзья, общество… Мы сейчас в такое время живём, что всем на всех наплевать.

Михаил Тронин-Кулугуров в храме
 

Друзьям-безбожникам, ну или атеистам по-другому, неважно кем я работаю. Если им что-то интересно, то я рассказываю. Если мне, то у них узнаю. Обычно мы общаемся на нейтральные темы.

Где ты получал специализированное образование?

После девятого класса я поступил в духовное училище в Муроме. Скорее это напоминало воскресную приходскую школу. Сыграл юношеский идеализм, но я не жалею, хотя духовное училище – это ни о чем.

Здание Московской духовной академииЗдание Московской духовной академии; Источник: официальный сайт МДА

Два года я прожил в самом старом монастыре на территории Российской Федерации. После поступил в Московскую духовную академию, расположенную в стенах Троице-Сергиевой лавры.

Троице-Сергиева Лавра Троице-Сергиева Лавра; Источник: hdfootagestock.com

Проучился я два года, женился, перевёлся на заочное отделение. Рукоположили в диаконы, потом в священники.

Каковы особенности МДА?

Ценности семинарии не в том, что там преподают, а в самой атмосфере. Семинария – это закрытое учебное заведение. До реформы образования в лавре было такое деление – есть семинария, а есть академия.

Михаил Тронин-Кулугуров на учебе
 

Сейчас они получили государственную аккредитацию, и теперь есть академия, а в академии – бакалавриат, магистратура и аспирантура. Но все это под единой шапкой академии. 

Насколько тяжело учиться?

Учиться не тяжело, если учишься.

Каков внутренний распорядок в МДА? Как у студентов с дисциплиной? Есть беспрекословное послушание?

Люди живут вместе в общежитии. Это создаёт опредёленную среду, в которой ты варишься. Тоталитаризма нет, но есть требования простой дисциплины.

Михаил Тронин-Кулугуров на учебе
 

Послушание, к примеру, это трудовые работы. Листья осенью убрать, помочь посуду собрать и помыть.

Работа нетрудная. Все, кто не может что-то выполнять, спина больная или другие физические дефекты – они от послушания освобождаются.

Бывают в МДА конфликты между студентами?

Конечно. Конфликты бывают в любом обществе, тем более в таком разновозрастном. Самому младшему студенту на потоке на момент поступления было 17, самому старшему – за 30. Те, кто помладше, более задиристые, постарше – спокойные.

Дружат все по интересам. Курящие с курящими, хотя курить строго запрещено. Набожные и благоговейные своим кружком.

А бывали нарушения дисциплины? Напивались студенты, к примеру? Как их наказывали?

Да, это конечно. Студенты напивались, их потом отчисляли. Учёбу всегда можно закрыть, даже если ты еле-еле с двойки на двойку перекатываешься. Если тебе тяжело, но преподаватели видят твои старания, то тебя отчислять не будут.

А если ты учишься хорошо, но всё время попадаешься пьяным, то тебя выпнут. Если где-то с друзьями выпиваешь, главное – не возвращаться пьяным в систему.

Драки обычно происходят на теме простых бытовых вещей. Когда кто-то проявляет определённую степень наглости, братья его вразумляют.

Вообще в семинарии может быть всё что угодно. Воровство, могут с девочкой застукать, ещё что-то. Люди везде и всегда одинаковые.

Какие предметы вы изучали в МДА?

Из общих – русский язык, литература, искусствоведение. А чисто церковные – литургика, богословие, патрология, библеистика, церковное пение. Сейчас есть ещё физкультура. Можно в футбол поиграть.

В семинарии даже качалка есть. Братья после занятий ходят веса жать. Там тоже свой кружок по интересам, кому хочется мышечную массу под рясой нарастить.

Есть какие-то общие черты у студентов духовной академии?

Понятно, что это люди верующие, хотя и в разной степени. Но мотивы у всех разные. Есть люди, у которых это была мечта всей жизни. У других просто так получилось. У третьих после получения двух высших, обзаведения семьёй и благами земными появилась потребность в благах духовных.

Студенты в основном представители СНГ, но экзотики тоже хватает. Учился с нами православный араб из Египта. Есть студенты из Индии, Ирака, Австралии.

Про коммивояжёров, рабочий день и зарплату

Ты сразу после учёбы устроился в храм?

Я никогда постоянно не работал, только подрабатывал. Коммивояжёром работал, по офисам бегал с сумкой и продавал книги. Знаете, такие приставучие люди есть, которые всякое продают? Я сначала подумал, что заставят ширпотреб толкать, но книги были хорошие, и это меня успокаивало.

Потом я в Москве несколько месяцев при храме жил и пел там же. А здесь, в селе нашем, у людей после трагедии возникла потребность в храме.

Сами они из беспоповцев, и 13 лет искали человека, который захочет стать здесь священником. И так по знакомству всё сложилось.

Я всегда хотел в деревне жить, огородик иметь. Природа кругом. Красиво и покойно.

Где находится твой храм?

В Нижегородской области в селе Сёмино.

Кто ты в церковной иерархии?

Простой приходской поп. Ничего особенного. Я отвечаю за богослужения, а люди, которые этот храм построили, отвечают за его содержание. 

Мы по всем поводам советуемся. Как в Символе Веры говорится: «Во единую соборную…», то есть «все вместе».

Люди в приходе чувствуют себя людьми, а не бесправными овцами, которых всё время доят. Они содержат священника, храм, а потому имеют и свои права.

Как проходит твой рабочий день?

Живу я возле храма. Буквально пять шагов – и я дома, на дорогу тратиться не приходится. 

Храм и дом Михаила Тронина-Кулугурова
 

Встаю я обычно часов в 7-8 утра. Молитва, завтрак, какие-то дела по хозяйству. Если служба, то встаёшь пораньше.

Службу проводишь, потом отдыхаешь. Ну а вечером огород, дома убраться, что-то в своём хозяйстве сделать. Жизнь у нас очень размеренная и тихая.

Какие таинства ты проводишь?

Крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, брак. У беспоповцев для сравнения таинства только два – крещение и покаяние. Они не верят, что есть священники на земле. Для них все священнослужители в ереси, потому они справляются сами.

Чем занимаешься в свободное время?

Книги, просмотр чего-нибудь в интернете, огород. Он хотя и маленький, но времени жрёт нормально. А за храмом я садик разбил и за ним ухаживаю. Занимаюсь семьёй.

Какие книги читаешь?

Я сознательно перестал читать художественную литературу. Книги в основном на религиозные или научно-популярные темы.

А философия?

Да, читаю. Мне нравятся труды Александра Гельевича Дугина о традиционализме. Он, кстати, тоже единоверец. Есть моменты, где я с ним не согласен, но в основном я его взглядам симпатизирую.

Александр Гельевич ДугинАлександр Гельевич Дугин

Чтобы понять культуру, в которой мы сейчас живём, нужно с Платона начинать. Мы живём в мультиконфессиональном мире, и мне всегда было интересно понять мышление буддиста или мусульманина.

Александр Гельевич Дугин на крестном ходуАлександр Гельевич Дугин на крёстном ходу

Попробовать мыслить, как атеист – это тоже интересно.

Есть просто атеисты, которым всё равно. А есть ярые антиклерикалы, воинствующие безбожники. Вот мне и те, и те интересны, как они мыслят и почему.

Сколько ты зарабатываешь?

Община мне выделяет примерно 20 000 рублей в месяц.

Приходится где-то подрабатывать, чтобы прокормить семью?

Нет. Огород спасает. Иногда люди в храм что-то приносят. Это моя работа. В общеправославной среде, когда вы скажете, что «работаете» священником, слово «работа» может вызвать нехорошее отношение. Поправят: не «работа», а «служение». А я в слове работа ничего плохого не вижу.

В Священном Писании на церковнославянском написано: «Работайте, Господи!». Работать можно хорошо, тогда служение и работа станут одним и тем же.

Расскажи про своих прихожан

Костяк прихода – две семьи. Примерно 20 человек вместе с роднёй. Другие прихожане не особенно разбираются, что у нас за храм, и что такое единоверие и старообрядчество. Они просто приходят помолиться. Ну, пришли. Вот есть правила, так стоять надо, так поклоны делать. И они этим правилам подчиняются.

Есть и другой контингент в Селе – это те, кто считает нас сектантами. К нам они не ходят.

Те, кто нас за сектантов держат, посещают храмы в соседних сёлах. Агрессивных прихожан у нас нет.

Заброшенный деревенский домик в селе СёминоЗаброшенный деревенский домик в селе Сёмино

Средний возраст посетителей – от 30 до 65 лет, люди взрослые и сознательные. Все очень открытые и дружелюбные. Здесь даже заборов кругом домов почти нет, только кто скотину держит – те ставят.

А заезжали к вам представители криминального мира, чтобы пожертвовать?

Священным Писанием и каноном запрещено принимать пожертвования краденым, будь то деньги или имущество. В Священном Писании сказано, что цену блудниц, ростовщиков, бандитов даже вносить в церковь нельзя.

С религиозной точки зрения, деньги пахнут.

Община полностью обеспечивает храм. Если нам что-то нужно, мы справляемся сами.

Про бороду, алкоголь и содомию

Почему священники носят бороду?

Традиция ношения бороды сложилась из потребности понимать, какой веры человек стоит перед тобой. Из Священного Писания мы знаем: «Края бороды не порти». Это дано Богом, это образ Божий. У святых отцов образ Божий тоже понимается по-разному. Кто-то говорит, что он касается только внутреннего, кто-то – что и внешний образ важен. 

Вот есть вторичные половые признаки. У женщины это грудь, а у мужчины – борода. Мужчина должен оставаться мужчиной, должен оставлять свой образ.

Есть красота ребёнка, есть красота мужчины, есть красота старика. Без надобности пластическую операцию делать нельзя. Есть ты и твой образ, который дан тебе Богом, и потому его нельзя искажать.

Михаил Тронин-Кулугуров с коллегами

Кроме того, борода – это символ мудрости. Чем дольше человек живёт, тем он мудрее должен становиться. 

Раньше старцы были в почёте не потому, что они просто старые, а потому, что мудрые. Сейчас чем человек старше, тем больше дури в его голове появляется.

Культ молодости сейчас – это не культ здоровья. Это культ незрелости, вредной спонтанности.

А какое отношение к здоровью в христианстве?

В христианстве есть культ здоровья – не навреди себе. Если человек отрезал себе палец, он подвергается церковному осуждению. Чревоугодие, алкоголизм, наркомания – это очень вредно не только для духовного, но и для физического.

В старообрядчестве грех курения считается более тяжким, чем содомия. Содомиты вредят себе и друг другу по согласию, тогда как пассивные курильщики получают вред против своей воли.

В новообрядческой церкви до революции курение было дозволительно. Раньше даже государство довольствие выделяло: кто курит, тем табак, а кто не курит – конфеты.

А какой алкоголь разрешён?

Сейчас мы всё пьём – и водку, и коньяк. Не только вино. 

Есть старообрядцы, которые до сих пор употребляют только то, что сами сготовили. Мне в этом плане повезло. У моего тестя виноградники в Ростовской области, поэтому у меня всегда есть домашнее вино.

Алкоголь можно употреблять только по особым дням?

Здесь подход очень тонкий. В уставе сказано, что сегодня можно мясо и вино, завтра можно рыбу и вино.

При употреблении алкоголя главное сохранять контроль. Как в анекдоте про Сталина: «Батько меру знает».

Если человек себя не контролирует, то лучше быть абсолютным трезвенником от слова совсем. Правила для всех одинаковые. 

Старообрядческий храм

Есть, к сожалению, священники, которые злоупотребляют алкоголем. От этого никак никого не спасти и не застраховать.

После воскресной службы община собирается за одним столом, на котором может стоять вино. А на поминках пить строго запрещено.

Священников берут в армию?

В 2015 году Владимир Путин подписал постановление, и теперь священников любых конфессий в армию не берут. Билетов никаких не дают, просто до 27 лет каждый год дают отсрочку. Но желающие после первого курса семинарии в армию идут. В основном это военные оркестры, кто-то попадает и в простые полки.

Про разводы, геев и безбожников

А с женой ты познакомился уже в селе?

Нет, познакомились мы через общину. Наш старообрядческий мир весьма тесный и маленький. Все друг друга знают.

Я сделал в общину запрос: «Есть ли у вас хорошие свободные девушки?».

Познакомился так со своей будущей супругой, полгода мы пообщались и поженились.

Венчание Михаила Тронина-Кулугурова
 

Жена у меня – педагог-психолог. У нас есть дочка.

Может ли священник развестись со своей женой?

Есть только один легальный способ развестись – по обоюдному согласию священник и его жена стригутся в монахи. У нас есть таинства, но нет контртаинств.

Если есть вдовец и вдова, которые хотят пожениться, то после венчания они будут считаться второбрачными. Прошлый брак не отменяется. На чине брачения венцы на них не надеваются.

Михаил Тронин-Кулугуров с супругой на венчании
 

У мирян, конечно, браки расторгаются. Но у нас в общине, слава богу, такого нет. У нас крепкие семьи со множеством детей. Но при определённых условиях брак всё-таки расторгается. 

Например, если жена прелюбодействовала, то она брак разрушила, и муж должен её отпустить. А если соблудил муж, то церковь призывает жену простить его.

Есть и те, кто озвучил любовь до гроба. Повенчал я их, а через месяц они приходят и говорят: «Батюшка, у нас всё». Ну, всё так всё. А что им ещё скажешь?

Если священнику изменила жена, и он хочет остаться священником, то он должен жену отпустить. Если священник сам изменял, и это дошло до епархии, то его низвергают из сана.

Есть и такие священники, которые всю жизнь блудят, искусно это скрывая. Епархия не в курсе, а значит можно и на сторону ходить.

А как при разводе начисляются алименты при неофициальной зарплате?

На самом деле священника могут оформить официально по минимальной ставке. От неё алименты и будут рассчитываться, а всё остальное священник зарабатывает втёмную.

Часто священник просто ведёт отдельное житие. С женой они не разводятся, а дружат. Могут даже в разных городах жить, не нарушая верность друг другу.

Какое отношение в церкви к сексу?

Очень положительное. К беспорядочной половой жизни, конечно, отрицательное. И к сексу вне брака. Должны быть между людьми гарантии. Эти гарантии – брак. И разрыв брака – это разрез по живому телу.

Если близость между супругами приносит радость, это не есть грех. Это благословение Божие.

Духовные и физические отношения очень скрепляют двух людей. Есть даже такое выражение: «Во едину плоть».

Может ли священник заниматься сексом с супругой не для того, чтобы завести детей?

В иудаизме, к примеру, если жена не может родить тебе ребёнка – это повод развестись. В христианстве это не повод для развода.

Ну а средства контрацепции может священник с супругой использовать или это грех?

Средства контрацепции, как мы знаем, делятся на абортивные и не абортивные. Абортивные – ну, тут всё ясно.

Если вы создаёте семью, значит вы берёте на себя ответственность жить вместе в любви, а от этого могут рождаться дети. Поэтому любое препятствие без медицинского обоснования есть грех.

А если в семье уже 4-5 детей, и священник понимает, что физически не сможет содержать ещё одного ребёнка?

То есть он у него с голоду умрёт, или как? В нашей стране такого, слава богу, нет. Как вы себе эту ситуацию представляете? В семье священника рождается 20-й ребёнок, и он говорит: «Вот ты, доченька, у нас с голоду помрёшь, поскольку кормить тебя нечем». Это бред. Дети — это такой вклад, от которого ты, возможно, в последующем ничего не получишь.

Если детей не хочешь, то живи с женой просто вместе без близости. А если кататься любишь – люби и саночки возить.

Любовь – это чувства или работа?

Основание любви – уважение и работа. И только во вторую очередь чувства. Сперва это молния, которая разжигает. А потом нужно вкладываться. Деньги, время, забота. Нужно вкладывать себя.

Нужно, чтобы между людьми было единство. А мы часто видим, как люди поженились, а потом наигрались.

Каким ты видишь будущее православной веры?

Молодёжь в церковь не идёт. В РПЦ епископат больше похож на чиновников, поэтому их поведение часто людей отталкивает. 

Как говорил Кураев, это и есть настоящее оскорбление верующих.

Бывает, конечно, и заказная травля священников. Бывает и сами клирики ведут себя неподобающе.

Но всё закономерно. Падение идёт со времён Эдемского сада, придёт антихрист и мир завершится. Христианство в этом мире, с точки зрения мирского, проиграет. Сатане будет дано воевать со святыми, и он победит святых. Вот это примерно и происходит.

Если мы с вами состаримся, то увидим в России однополые браки и другие мерзости. Нужно только подождать, пока западные мотивы накроют и наше общество.

Мир сейчас живёт в либеральной парадигме – свобода от Бога, от семьи, от традиции, государства и национальности. Идёт освобождение от гендера. Вершиной всего этого будет освобождение от человечества. Человек сможет выбирать, быть ему человеком или нет.

А положительные люди нетрадиционной ориентации, несущие добро и свет своими делами, никогда не будут приняты православной церковью?

Слава богу, православная догматика изложена и поменять её нельзя. Наверняка такие люди есть и среди священников, но они это скрывают.

А почему католическая церковь подстраивается?

В XX веке католики потеряли кошельки европейцев и поняли, что дальше так жить нельзя. Тогда они стали поскромнее. Они в этом плане молодцы.

У нас те, кто в царских одеждах блистал, так и блистает. Мы в России ничему не учимся, что церковная, что светская власть. Вина церковников в событиях 1917 года колоссальная. Образование народа было на их ответственности, и с этим они не справились.

Определённые тенденции отхода от веры в мире прослеживаются, и это неудивительно. Даже Христос спрашивает: «Найду ли я веру, когда приду второй раз?». Это не даёт нам право сложить лапки. Ход истории ответственности с нас не снимает.

Какова, на твой взгляд, главная проблема православной церкви в России?

Главная проблема в том, что мы плохие христиане.

Все только твердят: «Библия, Евангелие». Ну, хорошо. А вы-то какое к этому имеете отношение? Вы должны нести людям свет. Но люди от нас этого света, к сожалению, не получают. Оттого много христиан, как говорится, по имени.

Люди просто относят себя к той или иной конфессии и не более. Сейчас по-настоящему верующих людей сразу видно, поскольку быть верующим уже не принято.

Почему так много откровенного абсурда попадает в сеть? Неужели нет какого-то цензора, который отвечал бы за информационное поле?

Сейчас система такая: если ты не задеваешь ничьих интересов, то можешь нести любую пургу. Если это не касается чьего-то авторитета или кошелька, то всем на тебя плевать.

Ранее подобные высказывания выносились на Собор. Что-то оспаривалось, что-то относили к ереси, осуждали. Сейчас, к сожалению, ситуация плачевная. Если ты наехал на кого-то авторитетного, то тебя могут наказать, запретят проповедовать, служить или вообще отлучат от церкви.

Как ты относишься к атеистам?

В большинстве своём атеистами сейчас называют тех, кому просто на духовные вопросы наплевать.

Современный «ложный» атеист – это человек, у которого есть образование, работа, досуг, холодильник. И больше ему ничего не интересно.

Есть люди с определёнными убеждениями. Такие «безбожники» заслуживают большего уважения. Если человек имеет свою точку зрения, с ним можно говорить. Представления могут быть неверными или популистскими, но он над ними размышлял, интересовался.

Как я отношусь к атеистам? С состраданием. Мне искренне жаль «безбожников». Некоторые жалуются: «Вот, меня родители не научили молиться». Ну и что? Тебя родители многому не научили.

Каждый человек должен стремиться стать мудрецом. Не только поесть и поспать. Обоснуй хотя бы сам для себя, почему ты атеист. Так хотя бы к тебе появится уважение.

Про другие конфессии, мат и простреленный язык

С представителями каких иных конфессий ты сталкивался?

Я как-то в церковь пятидесятников заходил. Было интересно. Пару раз общался с муллой. В синагогу ходил, общался с практикующими евреями.

Московская хоральная синагогаМосковская хоральная синагога

Разговоры со священнослужителями иной веры примерно такие: «У нас вот так. А у вас вот так. Всё. До Свидания». Никакой агрессии.

Священник старообрядец-единоверец Михаил Тронин-Кулугуров

Матерятся ли священники?

Сквернословие – это грех. Но есть нормативные слова, использование которых возможно. Например, слово заблуждаться, или блудить. Даже в церковнославянских текстах есть такие выражения: «были их глагоды в их ушесах яко блядове».

Сельский вид со двора нашего герояСельский вид со двора нашего героя

Бабушка может сказать: «Я блудила в лесу». Это не значит, что она там беспорядочным сексом занималась, хотя женщин лёгкого поведения именно из-за заблуждений так и называют.

Вот чинишь ты что-то в храме и молотком себе по пальцу ударил. Вылетел мат. Что делать? Как искупить грех?

Священники тоже исповедуются. У каждого нормального христианина должен быть духовный отец.

Грех всё-таки понимается не как вина или преступление, скорее, как рана. Ты наносишь себе вред, и тебе нужно исцелиться. «Господи, помилуй!» – это значит исцели меня, исправь, сделай меня нормальным.

Страсти наносят нам определённые раны, и в церкви мы пытаемся от этого вылечиться, стать такими, какими мы должны быть.

Какие грехи самые распространённые?

Грехи у всех одинаковые, что у священников, что у мирян. Осуждение, кто-то кого-то обидел, обозвал, поссорился, не простил. Ленился молиться.

А если человек признаётся в уголовном преступлении, священник вправе нарушить тайну исповеди?

Если человек признаётся в тяжком грехе, например, в убийстве, то задача священника – убедить исповедующегося в нужности искупления. Искупить грех можно только наказанием, следовательно преступник должен сдаться полиции и понести его.

Если человек не пожелает этого, то нанесёт себе или окружающим ещё больший вред, поэтому священник должен взять ответственность за этого человека на себя – обратиться в органы.

Расскажи какие-нибудь необычные истории из жизни, так или иначе связанные с религией

В деревеньке, где мои предки жили, был случай на сенокосе. Мужик косой работает и поёт богохульные частушки. Бабы ему кричат: «Бог накажет, ты что творишь!» А он им в ответ: «А что мне будет? Вот если на войну заберут меня, то пусть тогда язык мне оторвёт». Его на войну забрали. Он всю войну прошёл и только одно ранение получил – ему пулей рот прострелило. До конца жизни он так и ходил с обрубком языка и вставной челюстью, по деревне детей пугал.

А вот ещё случай. Когда у прадеда во времена раскулачивания лошадей забрали, он так расстроился сильно, что сказал: «Истины на свете и правды никакой нет». 

Психанул и разбил дома иконы о порог. А потом у него эта рука отнялась, которой он иконы бросал.

А есть в церкви какой-то свой особый юмор?

Да, много шуток про погребение, баек всяких. Таинство соборования, или маслоосвящения, проводится в старообрядчестве тогда, когда человек уже при смерти. Обычно это лежачие тяжёлые больные. Был один дед при смерти, ему священника вызвали. Тот провёл соборование, и ему хорошее такое пожертвование отвесили с собой.

А дед взял и выжил. Сидит на завалинке, курит. А бабы проходят мимо с колодца: «Чего это ты, живой, что ли? Тьфу ты, сколько денег зря пропало!».

Сколько тебе лет?

Мне сейчас 22 года.

Про раскол, единоверие и отношения с РПЦ

Насколько я понял, ты – старообрядец-единоверец. Расскажи, что это значит?

В XVII веке после церковного раскола те, кто захотел сохранить богослужебный и бытовой уклад, стали раскольниками, или старообрядцами, староверами, древлеправославными. Именований множество.

В среде старообрядцев тоже есть разные течения. Есть беспоповство, есть и те, кто приемлет священство. Есть мы – единоверцы.

Единоверие – это такое течение, адепты которого искали компромисс: как остаться старообрядцем и в то же время сохранить контакты с РПЦ. При отсутствии каких-то прямых выгод, люди не хотели отлучения от официальной церковной ветви. А их за то, что они бороды не брили, крестились двуперстно, приписывали к раскольникам. При Павле I единоверцев узаконили. Но вплоть до 50-х годов XIX века единоверцы оставались ущемляемыми в правах.

Новообрядчество, кстати говоря, тоже не едино, в нём также множество толков. На территории Российской Федерации и СНГ превалирует РПЦ МП. Но есть также катакомбники, непоминающие, осколки иных зарубежных церквей, не соединившихся с патриархией.

Православие не монолитное, что старо-, что новообрядчество. И у всех свои особенности.

Есть у вас своя внутренняя иерархия, как в РПЦ?

Это очень больной вопрос. После 1905 года и «Манифеста о веротерпимости», в первую очередь касавшегося старообрядцев, запретили именовать старообрядцев раскольниками, разрешили строительство храмов. В результате произошёл рассвет старообрядчества, увенчавшийся на Соборах 1917 - 1918 годов постановлением – единоверцы должны управляться своими епископами. И положили первого епископа – Симона Охтинского.

Первый единоверческий епископ священномученник СимонПервый единоверческий епископ священномученник Симон; Источник: pravoslavie.ru

До 40-х годов у единоверцев были свои епископы. Некоторые сейчас канонизированы в РПЦ, как новомученники. Но после того, как владыка Иов вернулся из ссылки с Севера и скончался от болезни, Синод постановил – теперь единоверческие храмы подчиняются местным архиереям. С тех пор нет у нас своей иерархии и подчиняемся мы РПЦ.

На момент развала СССР в России было только 2 единоверческих храма. Сейчас у нас примерно 40 приходов. Подача по организации нового храма идёт от самих мирян.

Как я смогу понять, что оказался в храме единоверцев, а не в храме РПЦ?

Пение у нас бесстрастное, звучит это более строго. Некоторые жалуются: «Что у вас так всё заунывно?». Наши песни не передают никаких чувств.

Михаил Тронин-Кулугуров поёт с паствой

В новообрядческом храме пение радостное или грустное. Это своего рода манипуляция человеческими эмоциями. У нас запрещено насильно подталкивать человека.

Наверняка видели когда-нибудь таких экзальтированных женщин: «Ой, мы такого батюшку видели!». Это не благодать Божия. Это просто впечатление батюшкой.

Нет у нас и сильных ароматов. Я вот в лес схожу, обдеру ёлочку, этим и кадим.

А в каких отношениях вы с РПЦ сейчас?

Единоверие сегодня полностью интегрировано. Мы всячески изыскиваем себе автономность, но налоги внутренние, например, также платим.

Есть приходы, которые налоги не платят потому, что они просто бедные.

А чем тебя привлекло единоверие? Ведь в РПЦ можно построить карьеру.

Если человек хочет строить карьеру или деньги зарабатывать, он сделает это где угодно – в РПЦ, в Сбербанке, в Газпроме. И на чём угодно, даже на навозе.

В нашем движении людей немного и все они идейные. Мы вкладываем сюда все силы и средства, а материальной отдачи нет и быть не может.

А вообще раскол ведь произошёл не из-за внешних обрядовых особенностей. Корень кроется в самом подходе к жизни, к богослужению, к подчинению.

Меня, например, мои прихожане пожурить могут за что-то, если накосячу. А в РПЦ такого нет. У нас отношения человеческие, не раболепные.

Нет здесь какой-то искусственности. Старообрядчество свои убеждения выстрадало, пережило и гонения. На суде, например, свидетельство одного новообрядца равноценно было свидетельству нескольких старообрядцев.
 


Ещё интересные интервью


Псс, парень! Не хочешь немного заработать – зовет из кустов Матвей Северянин
Интервью с Матвеем Северяниным: то ли самым бедным, то ли самым честным инфобизнесменом

Все ненавидят инфобизнесменов, но многие — только лишь потому, что хотят быть как они :) Мы поговорили с Матвеем Северяниным — одним из тех, кто на самом острие ненависти, потому что учит школьников и студентов… заработку в интернете. Матвей рассказал, почему его курсы, книги и школа на самом деле — отличные и полезные, как он трудоустраивает школьников и студентов, как живёт с негативными отзывами в интернете о себе и, конечно же, на какой ездит тачке, сколько поднимает в месяц, где отдыхает и т. д. Спойлер — всё довольно скромно. Но это же не повод отменить ненависть к инфобизу!

Ежи Симбин|17.03.20 9929
Работник СИЗО

Сотрудник режимной службы следственного изолятора рассказывает о том, как проходят будни за колючей проволокой, легко ли сбежать из тюрьмы и как заключённому заработать $40 000 на правах человека.

Циля Зейман|26.04.19 9474
Подростковый бунт
Интервью с репетитором Оксаной Ласковской

Репетитор русского языка и литературы Оксана Ласковская, которая готовит детей в самые престижные российские вузы, рассказывает про прогнившую образовательную систему, готовых ради ЕГЭ сбежать из Склифа выпускницах; отменах неправославных школьных дискотек. И о том, что заставляет её «плакать в кулачок».

Циля Зейман|06.12.19 9464
Интервью с ведущей телемагазина

Среди всего треша, что идёт по телевизору, можно найти то, что вообще за гранью – телемагазины. Кто смотрит этот лохотрон? Зачем люди покупают это китайское говно? На кого рассчитано? Мы решили разобраться, почему такие каналы до сих пор существуют, и поговорили с Катей – ведущей телемагазина.

Ежи Симбин|11.06.19 9381
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.