Интервью с фэшн-фотографом Аллой Корж
Циля Зейман|15.01.20 10502
Интервью с популярным фэшн-фотографом Аллой Корж: как зарабатывать на хлеб с икрой в эпоху постмоды на профессию; как снимать, если ты почти ослеп, и другие форс-мажоры на съёмочной площадке; о весе оборудования и стоимости профессии, где фотоаппарат — это расходник, а стоит под 200 тысяч рублей. О лживом бодипозитиве, фотошопе и позировании.

Взять камеру и начать снимать

Как вы стали фотографом?

Фотография появилась в моей жизни случайно. Я училась в университете. Как побочный результат кризиса окончания школы, взросления и изучения философских течений (по образованию я — философ), последовал вопрос к себе: «А кто я и что я могу?»  

И тут бы решить, что я — никто и ничего не могу, но под рукой оказалась цифровая мыльница. Дабы занять голову, я начала фотографировать всё подряд.

Фотографы получают образование? Повышают квалификацию у мастеров фото?

Высшее образование по специальности «Фотография» можно получить лишь в пяти вузах России. Этот факт намекает, что потребности выпускать дипломированных фотографов нет. 

Да и зачем учиться столько лет, когда тысячи шарашкиных контор обещают научить тебя за пару недель профессии и дать возможность зарабатывать уже сейчас? 

Я скептически отношусь ко многим фотошколам и гастролирующим мастерам. Всю информацию, которую они дают, можно получить: 1. Прочитав инструкцию к фотоаппарату. 2. Изучив теорию основ живописи. 

А дальше уже — опыт, самообразование, время, пот, кровь и слёзы. Не исключаю, что в России есть и неплохие курсы для желающих. Но я выбрала другой путь и занимаюсь пока только самообразованием, не исключая возможности обучения за рубежом. 

Есть ещё один вариант — ассистирование. Многие значимые фотографы нашего времени начинали помощниками мэтров, а дальше пускались в свободное плавание с необходимым багажом знаний и опыта. Но эта история не для российских реалий. Наши бюджеты чаще всего не предполагают постоянного наличия ассистентов и помощников у большинства фотографов.

Какой стаж, как развивалась карьера?

Фотографирую уже 15 лет. Звучит страшно, ведь я ещё так молода для этого дерьма. Профессия сама втащила в себя коммерческой съёмкой: мне предложили поснимать репортаж мероприятия за 500 рублей (в те времена — просто роскошная сумма). Невероятный поворот, успех и удовлетворение.

Постепенно я начала фотографировать девчонок: зарождение соцсетей и потребность в красивых аватарках давало свои плоды. 

Потом меня позвали снимать в ночных клубах. Коммерческих заказов было всё больше, но ещё не столько, чтобы была возможность содержать себя. 

После окончания университета я искала «нормальную» стабильную работу, но не доработав даже до конца испытательного срока судебным приставом, я, сверкая задницей, вприпрыжку оттуда свалила. Не знаю, как сейчас, но тогда там был полный беспредел. Одна из начальниц заставляла меня закрыть производство без легального основания. Это могло повести за собой уголовное преследование, и я бы никому ничего не доказала. Поэтому решила валить из этого ада во фотографический фриланс.

Есть ли у вас специализация?  Какими съёмками занимаетесь?

Мне повезло, я достаточно быстро поняла, что хочу и могу фотографировать только людей, именно они у меня хорошо получаются. В данный момент я работаю в направлениях фэшн, реклама и индивидуальные портретные съёмки. Иногда беру и свадьбы, но это — не приоритет.

Немного цифр

Сколько стоят ваши услуги? Час, день.

Каждая задача уникальна в своей сложности, поэтому нельзя заранее сказать точно, сколько я возьму за работу. Но начальная стоимость съёмки у меня — 15 000 рублей. Оплата не почасовая, а за съёмку в общем.

Профессия вас сытно кормит? Фотография — прибыльное дело?

Сколько потопаешь — столько и полопаешь. Если у тебя сформирован пул заказчиков, делаешь хорошо свою работу и клиенты довольны, то на бутерброд с икрой хватит и ещё останется.

Сколько дней в неделю работаете? Есть ли выходные?

Тут срабатывает обычное правило фрилансера: ты сам выбираешь график работы и отдыха. Если заказов столько, что тебя на всех не хватает, — повышай цену, это уменьшит поток.

Сколько весит оборудование? Тяжело носить?

Мой полностью укомплектованный рюкзак весит 8 кг: тушка, три объектива, вспышка, аккумуляторы, шнурки и другие мелочи. Я работаю без ассистентов, таскаю сама. Такое вот эмансипе.

Сколько стоит ваше оборудование? Камеры? Объективы? что самое дорогое в профессии?

Дорого пиздец. Когда вырос доллар — оборудование стало просто золотым. 

Фотоаппарат — это расходный материал, у него ограниченное время работы. Поэтому съёмка у профессионального фотографа с хорошей техникой не может быть очень дешёвой. Каждый щелчок затвора имеет свою цену, он приближает фотоаппарат к смерти. 

Профессиональный фотоаппарат, подходящий для трудных условий съёмки, стоит от 200 000 рублей до бесконечности. Объективы с необходимой светосилой тоже от 80–150 000 рублей. Плюс нужен хороший монитор, мощный компьютер для обработки, правильное рабочее кресло (если фотограф сам ретуширует, за компьютером приходится сидеть много часов). Ну и такие расходники, как карты памяти, батарейки, жёсткие диски.

Фотографы оформляются официально? Есть ли ИП?

Фотографу желательно иметь ИП, ООО или оформиться как самозанятый. Кроме незаконности ухода от налогов, часто заказчику необходимо проводить съёмку легально через безналичный расчёт.

Сколько времени вы тратите на постобработку?

Постобработка состоит из нескольких этапов: первый — удалить брак, выбрать фотографии для художественной ретуши; второй — сделать цвето–, светокоррекцию всех снимков в сыром формате RAW; конвертировать из сырого формата в формат джипег. Третий и самый длительный этап — художественная ретушь снимков. Занимать всё это вместе может в зависимости от задач и количества кадров от нескольких дней до недель.

Поиск клиентов и конкуренция

Есть ли высокий сезон?

У каждого профиля свой высокий сезон. Если ты «свадебник», то конец весны, лето, осень. Если ты работаешь в рекламе, то пики работы приходятся на период подготовки к праздникам. Если работаешь в моде, то у тебя другой график. И только фотограф «на документы» работает каждый день.

Как фотографу находить клиентов?

Самый лучший вариант — это сарафанное радио, даже в крупных городах. Люди по привычке спрашивают совета, к какому специалисту идти или, смотря на красивые фотографии друга, хотят тоже именно к этому фотографу. Чем больше ты работаешь, тем больше будет охват предполагаемых клиентов. 

Ну и в бытность соцсетей необходимо качать свой личный бренд, выкладывать работы, завоёвывать доверие. 

Не слишком ли много стало фотографов? Как вообще выдерживать конкуренцию в той же Москве, Петербурге?

Мода быть фотографом прошла даже до того, как взлетели цены на технику. А теперь порог вхождения в профессию очень приличный.

Если ты хорошо делаешь свою работу и тебя ценят — возвращаются и советуют другим. Никакая конкуренция не страшна.

О трудностях и балансе творчества с мастерством

Расскажите о самой сложной съёмке в жизни.

Ничего не предвещало, но у меня долбанулось давление на съёмке, и зрение стало туннельным — это когда ты видишь только часть окружающей тебя среды, а остальное нет. Я не могла прекратить съёмку: было слишком много людей завязано, куча работы проделана. Работала на ощупь, не видя модель целиком, ориентируясь на автоматическую фокусировку. Приехала домой и спала потом сутки. Но выжила и съёмку не сорвала.

Что самое тяжёлое в работе?

Самое тяжёлое — это рюкзак :) 

Также для меня тяжёлое и приятное одновременно — находить психологический контакт с моделью. Вы должны стать одним целым на съёмке. Тогда реально сделать что-то особенное, вытащить и показать душу.

Какими снимками вы гордитесь больше всего, а про какие даже вспоминать не хотите?

Горжусь теми снимками, которые я не сделала: есть много ситуаций в жизни, когда зеваки достают телефоны, и начинают снимать, вместо того, чтобы как-то помочь.

Не горжусь — такого нет, потому что, если я что-то не считаю нужным снимать, я не снимаю.

Фотографу нужен талант или главное — техника и мастерство?

Важен баланс творца и ремесленника. Если ты только ремесленник, то фотографии будут техничны, правильно сделаны, но мертвы. 

Лишь видение творца вдыхает душу в произведение. Но и просто творец — это гиблое дело, проще всего будет уйти в запой или депрессию, чем жить с этой всей материальной фигнёй.

Какие перспективы роста? Собственные выставки? Работа на журналы?

Выставки и работа на журналы — это узнаваемость, реклама и понт. Клиенту будет приятно, если фотограф, у кого он снимается, имеет список регалий. Но кардинально это ничего не меняет. 

В России в журналах нихрена не платят. Бюджет — «сделай из говна конфетку». 

Делать выставки за свой счёт — дорогое удовольствие. В моей жизни были и персональные выставки, и выставки компании других фотографов, и в России, и заграницей. Принесло ли это весомые результаты, кроме удовлетворения? Сомневаюсь.

Что считается у фотографов успехом?

Не знаю, наверное, попадание в Magnum (Magnum Photos — международное фотоагентство и агентство фотографов, ставящее своей целью распространение репортажных снимков в печати. — прим. ред.).

Позирование, бодипозитив и фотошоп

Сложно научиться позировать? Учите этому?

Лучше вообще не позировать, а жить и быть естественным в кадре, потому что любая постановочная поза мгновенно считывается и портит впечатление от снимка. 

Поскольку в момент съёмки я — глаза, всегда помогаю человеку и советую, как работать с телом. Мой главный совет — танцы и йога. Пластичность, гибкость, контроль и естественность движений поддаются развитию.

Про фотошоп: часто просят изменить внешность на фото? 

Вот чтобы изменить — нет. У меня такого практически не встречается, клиент доверяет моему вкусу и чутью. Моему заказчику важно, каким вижу его я.

Сильно фотошопите моделей?

Я как тот Микеланджело — просто беру камень и отсекаю всё лишнее.

Как вы относитесь к бодипозитиву на фото?

Бодипозитив в современной фотографии — это миф и лицемерие. Мода на искренность и честность вынуждает фотошопить искуснее, делать безобразное приятным глазу, скрывать недостатки светом. 

Обратите внимание, что большинство моделей плюс-сайз имеют лицо стройной женщины, безумно привлекательные черты: огромные глаза, маленький носик, скулы, пухлые губки. Когда она такая няшка, то и тело воспринимается уже по-другому. 

Вот, мол, такая красивая и ничего что полная. Растяжки и целлюлит тоже выглядят максимально красиво, если их правильно снимать. Любые особенности и нарушения целостности тела тоже легко подать в выгодном свете, при правильной работе и стилизации.

Есть ли мода в фотографии? Что сейчас актуально?

Сейчас актуальна лёгкость и естественность, словно и не было большой подготовки, ноль ретуши (на самом деле — не ноль, а больше, чем раньше). Чтобы сделать съёмку а-ля на коленке дешёвой мыльницей, времени и сил нужно гораздо больше, чем снимать классику.

Бывает такое, что человек себе на фото не нравится и из-за этого случаются конфликты?

Тьфу-тьфу-тьфу, такого у меня не было. Есть тонкий психологический момент: я предварительно стараюсь понять, что человеку не нравится в своей внешности и в процессе съёмки обращаю внимание на то, чтобы ракурсы были комплементарными.

О лучшем и худшем в профессии

Что самое неприятное в профессии фотографа?

Если говорить о специализации «съёмка людей», то и как в любой другой профессии, связанной с коммуникацией — это проявление неуважения, хамства и других человеческих пороков. 

Какие популярные мифы о профессии фотографа больше всего раздражают?

Главный миф, что фотографу легко достаются деньги. Это не так. Как я уже сказала, техника стоит дорого. Работа фотографа — это тяжёлый физический и психологический труд. Ты как минимум несколько часов проводишь в неудобной позе в напряжении.

Условия съёмки очень редко располагают к абсолютному спокойствию. Если работаешь вместе с заказчиком/продюсером, есть вероятность, что тебе вынесут мозг. В итоге страдает здоровье: спина, зрение, нервишки. Глупо сравнивать эту профессию с более ответственной и сложной работой, но тем не менее, деньги нам достаются не так легко, как можно подумать.

Ну и любимое: «Ты фотограф? Подскажи, какую камеру мне купить». Да я фотограф, но не продавец-консультант. Я физически не могу знать ваши потребности и все линейки всех производителей от любительской до профессиональной техники.

Какой самый дикий случай на съёмках с вами происходил?

Самым диким случаем были дикие лебеди, которые шипели на модель и норовили ущипнуть. У нас были считанные минуты, чтобы просчитать солнечный свет, положение в кадре, успокоить и уговорить модель. 

И у тебя никогда не будет второго шанса сделать всё точно так же, если задумка не осуществилась. Я орала: «Терпи!», модель проявила чудеса самообладания, и мы сделали чудесные кадры.

Случалось снимать известных людей, моделей, актрис? С ними работать сложнее, чем с обычными людьми?

Я бы не стала разделять плохих людей на «обычных» и «необычных». 

Если человек — говно, то вряд ли это следствие его социального уровня или известности. Мне доводилось снимать известных персон, и среди них встречаются как прекрасные, так и ужасные хамы, к сожалению.

Много плохих фотографов? Есть ли ресурсы (сайты, группы в соцсетях), высмеивающие непрофессионализм фотографов?

Поскольку хороших фотографов, как и плохих, тоже очень много, я выбираю следить именно за хорошими, дабы тренировать насмотренность. Как-то давненько я была подписана во Вконтакте на группу с ужасными свадебными фотографиями (True Russian Wedding). Так что ресурсы есть, но что-то я решила упускать эту прекрасную часть фотоискусства.
 
От какой съёмки вы откажетесь или это вопрос цены?

Я часто отказываюсь от тех съёмок, которые просто не входят в мою специализацию. Это зависит не от суммы гонорара, а от реальных причин. К примеру, я не считаю себя хорошим предметником, поэтому не пытаюсь отбирать чужой хлеб и честно советую обратиться к профильному специалисту. При этом есть некоторые фантазии, касаемо непрофильных съёмок: предложи мне попробовать себя в криминалистике, я бы согласилась.

Расскажите о профессиональном сленге.

На фото-фене хотите ботать? 

«Тушка», «боди» — это корпус фотоаппарата, «стекло» — объективы, «сапог» — бренд Кэнон, «полтос» — объектив с фокусным расстоянием 50 мм, «дырка» — диафрагма, «ширик» — широкоугольный объектив, «шевелёнка» — нерезкий снимок из-за тряски рук при съёмке на длинной выдержке, «мыло» — размытый, нерезкий снимок.

Кто, по вашему мнению, лучшие фотографы в мире и в России?

Чак Норрис в фотографии — это Кен Роквелл. Кен Роквелл не корректирует цвета. Он корректирует ваш мир в соответствии со своим. Советую прочитать и остальные факты о нём на Лурке. 

Но если серьёзно, лучший фотограф — это сферический конь в вакууме. Говоря о моих фаворитах в фэшн — люблю Тима Уолкера и Майлза Олдриджа из здравствующих. Вне времени — Аведон и Ньютон. Из наших ребят: Данила Головкин, Николай Бирюков. Одни пацаны — непорядок.

Что самое лучшее в работе фотографа?

Момент, когда ты понимаешь, что выполнил все цели съёмки, сам доволен результатом. А заказчик — счастлив и благодарен. Обожаю получать обратную связь, храню все эти тёплые моменты в сердечке. Именно тогда понимаешь, что всё не зря.

Расскажите анекдот или смешную историю о своей работе.

Самое смешное происходит на свадьбах. У одного жениха перед ЗАГСом разорвались брюки по шву во весь пах. Мы с невестой как сволочи ржали, а он грустил и говорил, что даже и не мечтал жениться с разорванным очком.

Люди, в массе своей, уродцы или красавчики? :)

Красавчики, а если ещё и зафотошопить…

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9902
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9761
Стилист Юлия Макушева
Интервью со стилистом Юлией Макушевой

Первое интервью — считай, что мастер-класс! Опытный стилист-имиджмейкер Юлия Макушева рассказывает, как подбирать гардероб в 2020 году, можно ли одеться стильно за 15 тысяч рублей. О стиле, меняющем судьбы. Как, наконец, выйти замуж и построить карьеру. Кому можно надеть рубашку в зебру с полосатыми брюками и не выглядеть клоуном. За что бывает стыдно стилисту. И самое главное — как российскому мужчине выглядеть стильно, даже если пояс перетягивает пузико.

Циля Зейман|25.02.20 9615
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.