Как русские разработчики завоёвывают международные игровые рынки. Интервью с Максимом Михеенко, сооснователем геймдев-компании 5518 Studios
Ежи Симбин|03.04.20 12198
Максим Михеенко рассказал нам, как они с партнёром Майклом Касалино создали бизнес, в котором сочетаются русский героизм и американское желание изменить мир. В портфолио у ребят модели для таких хитов, как Apex Legends, Metro Exodus: Sam's Story, Borderlands 3, Call of Duty: Black OPS 4. В интервью Максим рассказывает, как привить парню из российской глубинки калифорнийский менталитет, что делать, когда в твоей команде 70 человек со всего света, и как обстоят дела у игровой индустрии (спойлер: растёт в геометрической прогрессии, нужны новые таланты).

Калифорнийское мышление как первый шаг к покорению игрового мира

Чем ты занимаешься, в чём твоя миссия в компании?

Я co-founder и исполнительный директор (СОО). Полностью веду внутренние команды, продюсирую их, мотивирую и вдохновляю. От меня требуется понимание специфики проектов, написание фидбеков, общение с клиентами, взаимодействие с подрядчиками.

Вместе с нашей командой менеджмента я веду проект от и до, взаимодействую с русскоязычными и зарубежными партнёрами. Потихоньку прививаю нашим ребятам калифорнийскую американскую культуру, которой сам я научился отчасти от со-партнёра Майкла — он бывший арт-директор Disney, отчасти — благодаря моим постоянным поездкам в Штаты и любимому месту там — Стенфордскому университету.

Уже 4 года я регулярно тусуюсь в Лос-Анджелесе, в Долине, в Сан-Франциско. Всем, что там почерпываю — делюсь с командой, с топ-менеджментом. Из русских русских мы постепенно делаем русских международных. Русских с небольшой щепоткой калифорнийского менталитета. 

Лос-Анджелес и Сан-Франциско — главные в мире центры цифровых развлечений. Здесь сосредоточены почти все топовые игровые студии (Sony, Naughty Dog, Activision Blizzard, EA). И для того, чтобы взаимодействовать с ними правильно — мы должны разговаривать на их языке. 

В чём заключается калифорнийский менталитет?

Один из основных моментов, с которыми мы боремся, заключается в том, что русские часто думают о чём-то хуже, чем есть на самом деле. Американцы — наоборот. 

Это заметно даже сейчас, в условиях эпидемии. Американцы доверяют правительству, делают всё, что требуется. И думают, что, если они будут следовать правилам — всё будет хорошо. Им рекомендовали сидеть дома — и они все сидели, даже когда карантин ещё до конца не объявили.

Максим Михеенко на арендованной машине в Death Valley, впитывает соль Америки.

Русские, в массе своей, никому не верят, везде ищут подвох, тотальный заговор сект, и готовятся к зомби-апокалипсису всегда. Общее отношение такое: поживём — увидим.

Клиенты в Штатах воспринимают такое поведение как лакмусовою бумажку в работе. Если ты следуешь их заданным правилам — ты молодец. Для крупных компаний это знак, что с тобой можно иметь дело. 

Поэтому, как только появилась необходимость в карантине — мы перевели всех сотрудников на удалёнку. И сразу сообщили всем клиентам о том, что соблюдаем правила безопасности. В рамках калифорнийского мышления это правильно: делать всё, что говорит эксперт в отрасли.

Почему именно калифорнийское мышление, а не американское?

Америка — разная. В Нью-Йорке баристы не улыбаются в Starbucks при виде каждого покупателя, в отличие от солнечного Лос-Анджелеса. 

Техас, например, сильно похож на Москву, только медленнее. Он очень прямолинейный, он не сглаживает эмоции. Калифорния гораздо более позитивная и расслабленная, но при этом эффективная, потому что у них фокус на результативность. Поэтому почти все IT компании находятся в Калифорнии, а сама она — самый экономически развитый штат. 

Чтобы работать с лучшими клиентами, нам необходимо чувствовать калифорнийский менталитет. 

В этом мне сильно помог Майкл — он прожил в Калифорнии 15 лет, и посещение Стенфорда, разговоры с преподавателями и выпускниками.

Максим Михеенко в Стенфорде

Они показали мне дух долины: калифорнийцы внутренне верят, что смогут изменить всё — и, собственно, меняют. 

Для американских партнёров, например, шок, когда русский человек закуривает при них, не спрашивая разрешения. Это очень важно. Каким бы крутым специалистом он ни был, если он не соблюдает их границ — это сразу и надолго “red flag”.

Завтра он может повести себя некультурно в других ситуациях. У русского сразу вопрос: «А чё, они не могли сами сказать? Я бы не курил, если не надо». А они не могут, у них другой менталитет. Американцы сделают выводы, но тебе ничего не скажут.

Сколько нужно русскому парню, чтобы адаптироваться к калифорнийским ценностям?

Зависит от региона. Москва и Питер адаптируются практически сразу же. Можно сказать, что они уже адаптированы, особенно те, кто путешествовал в Европу и Америку — с ними очень легко общаться. Мозг человека, который прожил 2 недели в Париже и общался с французами, знаком с другими линиями поведения людей и быстро впитывает новое.

Команда 5518 Studios

Ближайшее Поволжье — Казань, Ульяновск, Саратов, Самара — адаптируется за 3-6 месяцев. Мы не сможем сделать человека американцем — и не надо — мы сможем открыть ему наш мир, где люди хотят не обмануть друг друга, а делать хорошие вещи за адекватный прайс (общий win-win).

Для людей из глубинки порой шок, когда они понимают, что если мы обещали — то не кинем. За хорошую работу заплатим ровно столько, а может быть, и больше, чем договаривались. У многих все ещё старые установки: «Всё должно быть через боль», «Слишком хорошо не бывает», «Если сделать лучше, то меня накажут». Мы с этим боремся.

Бывает, что человек не адаптируется? Проходит 6 месяцев, и вы его увольняете?

У нас есть текучка, 5-7% в год — это нормально, я даже рад, что она есть.

Максим Михеенко в горах

Мы стараемся максимально адекватно оценивать возможности каждого. Мы не заставляем людей кровь из носа, но — работать. 

Если человеку на подсознательном уровне нравятся глобальные заговоры и ежедневные страдания — нам не по пути, потому что у нас американский кайф жизни и наслаждение от работы. А страдать от несправедливости нам не нравится. Не эффективно.

Это выбор каждого. Когда человек приходит к нам на собеседование — мы выбираем его, но и он выбирает нас. Я заметил, что честность и открытость в этом моменте дают больший плюс в долгосрочной перспективе.

Я честно говорю каждому сотруднику: «Если ты через 5 лет хочешь уехать в Blizzard — скажи мне об этом, не надо скрывать. Мы тебе поможем». Это, опять же, игра вдолгую. Мы помогаем человеку рекомендациями, помогаем адаптироваться. Через какое-то время я могу выпить с ним кофе где-нибудь в Америке — и он может помочь нам взять новый заказ. Потому что знает наше качество и коммуникацию.

Мы не сжигаем мосты. Я против авторитарной скрытности — потому что, если человек захочет уехать — он уедет. Таким образом мы находим тот самый win-win: мы помогаем ему, он помогает нам. 

Как долго ты сам перестраивался на калифорнийское мышление?

Последние 4 года у меня была ломка, особенно в начале. Сколько бы я ни смотрел американских фильмов и мультиков, как бы я с детства ни хотел поехать в LA — всё равно был классическим русским в базовых вещах. Я из Ульяновска, из небогатой семьи, и в Москву-то перебрался не так давно. 

Поэтому, когда я первый раз прилетел в Штаты — у меня был взрыв мозга от того, как между строчек у них всё по-другому. 

Максим Михеенко в Нью Йорке

Из фильмов ты впитываешь это на базовом уровне, неосознанно. А когда в реальной жизни в первую свою поездку в LA ты заходишь в обласканный критиками Blue Bottle и слишком резво просишь их приготовить кофе побыстрей, потому что торопишься — тебе отвечают: «Чувак, ты слишком груб, так что, мы тебя не обслужим». 

У тебя небольшой шок: «В смысле, нет? Я же плачу деньги! И хочу свой кофе!». А они отвечают: «Нам не нужны твои деньги. Всё, ты излишне агрессивен. Пока!». Ты проявил резкие эмоции, и им некомфортно. Поэтому они не будут тебя обслуживать. 

В Москве ты порой можешь заплатить в 2 раза больше — и все нормально воспримут твой высокий эмоциональный тон и обслужат тебя быстро. Всем понятно: чувак на стрессе, с кем не бывает. А в Калифорнии придёт босс и защитит своего сотрудника от токсичного клиента. Такие нюансы кардинально меняют жизнь. 

Ты косячил эти 4 года?

Первые полгода я косячил крайне сильно в важных мелочах. Причём мне казалось, что я веду себя практически идеально — сказались годы просмотра американского кино. Партнёр меня постоянно одёргивал: «Никогда не говори так в Штатах». 

Наклейки 5518 Studios на ноутбуке

Они делают выводы, как с тобой взаимодействовать, даже на основе того, какую еду ты выбираешь. Для меня это было вообще неочевидно. Когда мы впервые с клиентами сели в ресторане, американцы заказали супер healthy food и diet coke, разные салатики — всё очень нежное. А мне захотелось попробовать тут чизбургер — вроде бы, какая разница, давно такое не ел. 

Оказалось, что то, как серьёзно я отношусь к своему телу, здоровью — для них индикатор того, как я буду относиться к работе. Всё это считывается на подсознательном уровне!

Калифорнийцы быстро принимают решение о сотрудничестве, потому что у них есть на это деньги. Они могут выбирать, с кем работать, поэтому, если ты их в чём-то не устраиваешь — они сделают вывод, но не перезвонят.

Ты переделываешь себя методом проб и ошибок, или покупаешь какие-то курсы, обращаешься к коучам?

Каждый день я анализирую свои действия и стараюсь понять, почему мой мозг так поступил. Это главный момент. Потом я оцениваю, насколько то или иное решение ведёт меня к поставленной цели: построению игровой компании на сотни миллионов долларов, которая будет работать на 9 из 10 лучших игр в мире как стратегический партнёр.

Максим Михеенко и Майкл Касалино на террасе

Мы хотим стать одним из крупнейших разработчиков игр и поставщиков компьютерной графики в мире. Мечта детства — но почему и нет, скажут тебе в ЛА.

Например, всю ночь отмечать день рождения друга в клубе перед завтрашней сдачей проекта. Ведёт ли это к цели? Нет. Стоит ли оно того? Нет. Хочу ли я сохранить хорошие отношения с этим человеком? Да. Поэтому могу забежать на часок, искренне поздравить, выпить бокал виски — и пойти дальше спать так как утром важный Скайп-кол! Или не спать, а работать (когда в Москве ночь - в Калифорнии рабочий полдень).

Причём, внутри у меня будет спокойно. Я готов жертвовать чем-то ради своей цели. 

Какая мотивация у твоих сотрудников менять свои ценности?

У нас 2 основных момента. Первое: работать над крутыми проектами. Нашу команду объединяет желание делать лучшие игры и лучшую графику. 

Эльвина Антонова (в центре) — наш опытный арт-продюсер и игровой эксперт из UK, работает с американцами и англичанами с 16 лет. Вы можете видеть её работу в новейшем Borderlands 3 DLC.

Поэтому люди, которые хотят делать Apex Legends, Fortnite, World of Tanks, Call of Duty — готовы пойти на какие-то изменения, чтобы работать над этими проектами. Попасть в них — очень непросто, а вылететь — очень легко. Но и вкусняшка большая: это и репутация, и возможность понтоваться перед пацанами, и стабильная зарплата. 

Видеть свою 3D-модельку в игре, в которую играет 100 000 000 человек — многого стоит. 

Второе: общий кайф от ощущения работы в русско-американской компании с калифорнийско-московско-ульяновским стилем. Мы взяли лучшее их этих трёх мест для эффективной работы. Люди у нас живут очень неплохо, благодаря зарплате в долларах с индексацией. Я даже анализировал: художник в Лос-Анджелесе с зарплатой $6-7 000 может позволить себе меньше, чем наш художник в Москве и Питере, а особенно в Казани и Воронеже с зарплатой 120 000 – 170 000 рублей — потому что уровень жизни в Штатах гораздо выше, чем различие в зарплатах. 

Я вижу, что сейчас достаточно мало айтишников, которые работают на весь мир и хотят уехать из России. Люди, изучившие рынок, понимают, что и здесь можно хорошо жить. Если есть стабильные заказы, стабильная оплата, ты живёшь в центре Казани, ходишь в World Class фитнес, ездишь по миру отдыхать, нашёл себе красавицу русскую жену, завёл корги — жизнь прекрасна и здесь!

Максим Михеенко и собака-герой корги

Реальный геймдев: проверка почты, контакты с клиентами, дедлайны и работа в праздники

Такое ощущение, что весь твой типичный рабочий день ты читаешь проповеди: «Ребята, сегодня мы получаем удовольствие от жизни!», «А сегодня учимся кайфовать по-калифорнийски!» Ты только этим занимаешься? :) 

Нет, конечно! 

Наши клиенты расположены по всему миру — от Америки до Сингапура. Поэтому рабочий день у меня и моего партнёра ненормированный и длится буквально 24 часа. Мы стараемся разбивать его на части, чтобы не превратиться в зомби. 

Я работаю где-то с 10 утра до часу ночи с перерывами. Так получается захватывать все необходимые временные пояса: китайский, европейский, американский и бразильский.

30% рабочего времени я проверяю почту. Я просыпаюсь — проверяю почту, иду пить кофе в Starbucks — проверяю почту, в перерывах между вечерним просмотром фильма — проверяю почту. Это очень важная часть моей жизни: быть в курсе дел компании, быть паровозиком, бегущим вперёд. 

Проповеди я не очень люблю, больше мне нравится разговаривать по душам. Групповые проповеди — это к церкви, мы коммерческая организация.

При разговоре один на один, или группой в 3-4 человека — люди раскрываются больше. К тому же мы не Wall-mart, нам не нужно каждый день говорить сотне человек, какие мы хорошие. Каждый человек уникален, делает свою крутую вещь — у него в этом свобода выбора. И с каждым лучше разговаривать индивидуально напрямую. Это тоже занимает около 30% времени.

Максим Михеенко и Майкл Касалино обсуждают рабочие вопросы

Оставшееся время я общаюсь с клиентами, оформляю ТЗ, занимаюсь подготовкой новых сотрудников, провожу собеседования.

Что из всего этого тебя вдохновляет, а что — скучная рутина?

Меня вдохновляет, когда мы сдаём какой-нибудь проект, и клиент счастлив. 

Для меня это — ментальный оргазм, когда чувак из Google говорит: «Спасибо за работу». Может быть, мы сделали для него всего 1 иконку, ничего такого. Но этот чувак из Google выбрал именно нас. Это зажигает!

Нужно понимать, что американцы всем так говорят. Поэтому, когда слышишь: «Вы молодцы, мы вам перезвоним» — рано радоваться. Но когда работа пошла в их игру, и у нас есть следующий заказ — вот это момент реального экстаза.

Каждый раз, когда я вижу нашу 3D-модельку в игре — это радость в жизни. Как будто цыплёнок, которого ты выращивал, стал взрослым и тусит с большими дядями.

Майкл Касалино, Эльвина Антонова и Максим Михеенко

Из рутины одно время меня очень бесила почта — по 30-50 новых сообщений в час. Но я поменял мышление, и стал воспринимать почту как ежедневную зарядку или приём пищи. Отметил для себя, что почта — это обязательно. Её можно воспринимать без негатива, она — просто часть твоей жизни, как почистить зубы или сделать зарядку.

Когда уходит эмоциональность — появляется эффективность.

Припомнишь какие-нибудь дикие, яркие случаи на работе?

Яркие воспоминания в основном связаны с нашими коллективными подвигами при сдаче проекта. 

В такие моменты тебе тяжело, горько, ты хочешь спать, у тебя болят глаза. Но потом ты вспоминаешь это — и тебе становится приятно, потому что ты справился, ты преодолел. Всё как в спорте. Ты пробежал марафон, ты сдал проект в срок. Ощущение приятной грусти по свершённым подвигам. 

Мы русские — нам нравится геройствовать. Я тоже люблю героизм, но умеренный, айтишный. 

Ты сидишь в воскресенье вечером с коллегами, сдаёшь последний патч. Уже не можешь видеть кофе, не можешь видеть компьютер. Всё, что ты хочешь — быть сейчас на Бали. 

Команда 5518 Studios дорабатывает проект

Но когда всё заканчивается, ты высыпаешься и чувствуешь себя таким воздушным, что это лучше всяких Бали. Потому что ты преодолел себя.

В эти моменты и чувствуется кайф жизни!  

Как ты собираешь всех в кучу в течение рабочего дня? 

Всё очень индивидуально. Наша главная задача: быть оптимально эффективными. Человеку нужно делать задачи в срок, быть на связи и предупреждать о важных делах. Если нужно забрать ребёнка из школы, или что-то случилось с кошкой — мы всё понимаем. Но всё должно быть сделано вовремя.

Если ты успеваешь — то к вечеру спокойно можешь отправляться смотреть «Нэтфликс» или погулять с собакой. Часть ребят всё равно занимается прокрастинацией — хотим мы этого или нет. Для некоторых это нормально: доделывать всё вечером воскресенья перед дедлайном.

Команда 5518 Studios играет (очень редко) в приставку

Есть ребята, которые всё делают с 8:00 до 16:00, вечером занимаются своими делами, в том числе спортом. Но это высокодисциплинированные ребята. Работать 8 часов в день стабильно — реально работать — это подвиг, на мой взгляд. Другие работают в не пойми каком графике, но тоже успевают всё в срок. 

Дедлайн не срывается, качество работы высокое — клиент счастлив. До тех пор, пока это соблюдается — нам не критичен твой график работы. 

Отличный пример: один человек у нас живёт на Алтае, в своём доме в деревне. Выходит в интернет с перебоями. Но он делает настолько потрясающие рисунки, что мы готовы высылать ему ТЗ голубиной почтой, лишь бы он работал. Это именно про талант, результативность и ответственность. Таких людей очень мало. Это 1%.

Каждый из нас выбирает комфортные для себя условия, если они соответствуют нашим критериям — мы за. Заставить всех сидеть в одном месте и работать по часам — не работает, мы пробовали. Это IT, это творческая индустрия, здесь надо быть гибче. И мы стараемся соответствовать нашим сотрудникам.

Что с новогодними и майскими праздниками?

Так как мы работаем с клиентами по всему миру, то всё индивидуально. 

Максим Михеенко изучает референсы для CoD.

Американские клиенты работают в майские и работают 23 февраля. Если им надо сделать в срок — мы выходим в праздники, стараемся адаптироваться. Я работаю во все такие дни.

Но если кто-то из сотрудников попросит, например, уехать с 1 по 10 мая и сделает это заранее — мы что-нибудь придумаем. Отпросимся у клиента, подменим сотрудника или попросим сделать работу до отъезда. Главное — заранее!

Как вы работаете на карантине?

У нас есть договорённости с клиентами. У нас есть дедлайны, соблюдать их — сейчас главное. Мы все работаем из дома, просим всех регулярно мыть руки, следить за иммунной системой. Предлагаем пить какую-нибудь эхинацею или струю бобра — очень рекомендую :)

Максим Михеенко на удалённой работе в карантин

Мы держим руку на пульсе, у нас с самого рождения студии работает штатный психолог, который помогает в критических ситуациях. Ольга Доронина - наш профессиональный психолог-коуч с 12-летним опытом работы, с американским менталитетом, но главное — с глубоким пониманием русской души. 

Ольга Доронина - профессиональный психолог-коуч с 12-летним опытом работы

Прошлое закончилось, будущего мы не знаем — есть только настоящее. И наша задача — быть в этой текущей реальности, понимать её. 

Грубо говоря, сейчас у тебя есть задача: сделать бейсбольную биту до вечера для ААА проекта на PlayStation 5. Думай только об этом, сфокусируйся на бейсбольной бите — она принесёт тебе деньги в текущий момент! Забудь пока о заговоре масонов.

Кризисы были всегда и будут всегда, нужно просто уметь к ним адаптироваться.

Как набрать команду со всего мира — и удержать её

Кто в твоей команде?

По всему миру у нас около 70 человек, 14 национальностей. Это Америка, Канада, Россия, Белоруссия, Украина, Индия, Бразилия. 

Команда 5518 Studios - яркие и горящие!

Основной костяк 25-35 лет. Есть и 18-летние, и 40-летние. Все крепкие профессионалы, почти у всех семьи.

Они хотят работать стабильно, долго и качественно. Мы рассчитываем на них, они нам доверяют.

Сейчас приходит много молодёжи. В 18 лет человек знает практически всё, что нужно для старта в игровой индустрии — потому что уже 5 лет в бизнесе, 5 лет делает модельки.  А в игры играет вообще с первого класса. Молодняк всё больше становится экспертным. И к 18 годам он понимает, зачем нужно работать. 

Мы не смотрим на корочки и дипломы. Если есть желание и опыт — человек нам нужен. Если человек закончил МГУ или Оксфорд, но не особо хочет работать — диплом не поможет.

Мы, скорее, возьмём даже без опыта, но с горящими глазами и готового пахать ежедневно с самого первого дня. Таких примеров много!

Как проходит собеседование?

У нас большой опыт в том, как понять человека за первые полчаса — через нас прошло более тысячи человек за последние 5 лет. 

После собеседования в 5518 Studios

Знаем паттерны поведения, которые нам нужны и которых следует избегать. 

Самый проблемный на сегодняшний момент — расфокусировка. Встречаются люди, которые хотят делать игры, но одновременно с этим хотят открывать свои кафешки, варить мыло и изобретать красную кнопку, зарабатывающую миллиард. Человек ни там, ни там не достигнет успеха. Мы не можем брать таких людей. 

Если к нам придёт тракторист Иван и искренне скажет: «Пацаны, я хочу делать игры. Я хочу делать игры ближайшие 50 лет, я ничего в этом не понимаю, но продал свой последний трактор и приехал к вам. С утра до вечера буду еб*шить игры» — это правильный ответ. Такие люди нам нужны. 

А человек, который не понимает, зачем именно ему игры, что ему нужно, и просто хочет попробовать — не достигнет эффективного результата. 

Мы ищем людей, которые точно решили для себя, что готовы заниматься играми по крайней мере лет 10 минимум — тогда нам по пути. Поэтому сейчас мы всем новичкам даём тестовое задание. Оно сложное, долгое, скрупулёзное. Если человек прошёл — есть смысл с ним говорить. Если не прошёл — всё понятно. 

Максим Михеенко одобрил нового стажёра

Это как олдскульные фильмы про тхэквондо, когда в начале тебе говорят: «Вымой 528 999 раз эту вазу, а потом пойдём тренироваться». В детстве я не понимал, зачем заниматься этой ментальной мастурбацией — а теперь вижу, что это важная часть дела, возможно, даже важнее, чем само тхэквондо.

В геймдев нельзя приходить ради денег. Многие пробовали — не работает. Здесь надо реально кайфовать и любить своё дело. И каждый день быть в индустрии — иначе очень быстро вывалишься.  Отличный пример: Михаил Рощин, наш старший 3D художник, из Стародуба — ветеран индустрии, который до сих пор, спустя 12 лет в геймдеве, кайфует от своей работы. Это торкает. 

Что ты даёшь своим сотрудникам? Офис, «Гринфилд», оформление по ТК, отдых в праздники, туалет с 3D-реальностью, как в Гугле?

Главное — мы даём классные проекты, стабильную зарплату, бонусы, вкусняшки. Помогаем консультациями, всевозможным менторством — создаём условия, чтобы человек работал и кайфовал от этого.

Дарим ценные подарки к выходу игр. Например, статуэтку именно того персонажа или модели, которую делал человек. Это приятно людям.

Именные подарки для команды 5518 Studios

У нас есть и «Гринфилд», и «Неспрессо», и орешки. Но это всё — фон, он не должен влиять на принятие решение о трудоустройстве. Если человек обращает на это внимание, то точно ли он пришёл работать туда?

офис 5518

В 7 из 10 лучших игр этого года есть наши модельки — вот, что нас вдохновляет.

Какие специалисты у вас в команде?

Наша ниша — 2D, 3D, анимация, VR, программирование — в этом мы эксперты. В других вещах мы не эксперты. Клиенты очень любят, что мы честно в этом признаёмся, и благодарят, что мы чётко понимаем, что можем сделать, а что не можем. 

Максим Михеенко знает, когда остановится

Сценарии, как правило, пишутся внутри штата клиента с привлечением голливудских сценаристов. Та же история со спецэффектами (VFX). Это отдельная огромная комплексная ниша. Есть студии, которые занимаются этим очень хорошо. Всегда, когда клиент спрашивает про спецэффекты — мы отправляем его в эти студии. 

Российская шестерёнка в огромной махине, создающей мировые блокбастеры

Сколько разных компаний работают над моделями для одной игры?

Всё зависит от проекта. Над последним Call of Duty работало больше 15 аутсорс студий. Это сотни и тысячи человек. В этой огромной махине мы — маленькая шестерёнка, и нам это нравится. 

Есть проекты, где мы делали целиком весь контент. Например, VR-фильм The Key. Этот проект победил в прошлом году на Tribeca Film Festival в номинации «Самый атмосферный проект VR». В титрах все художники — это наши ребята. Говорят, Роберт Де Ниро прослезился, когда увидел этот проект в Нью-Йорке.

The Key - арт от 5518 Studios

В Apex Legends мы тоже есть в титрах, но мы маленькие. И это тоже очень круто — принять участие в главном игровом блокбастере прошлого года. 

Можешь в цифрах показать процент вовлечённости в какой-нибудь проект?

В нашей работе очень важно уметь держать язык за зубами. Это критично. NDA - такое магическое слово (улыбается).

Многие русскоязычные художники сталкивались с тем, что хочется рассказать всему миру, какие они крутые, и, неосознанно, cлить информацию о проекте. А клиент после этого добавляет их в черный список. 

Скромность в индустрии тоже крайне важна. Если хочешь понтоваться — нарисуй свою собственную 3D-модель и показывай её всем!

Для каких платформ вы сейчас работаете?

Мы сейчас работаем в основном на мобильном и на консольном рынке. Это две большие ниши, два очень жирных кусочка пирога. Выходят новые консоли совсем скоро — это уйма новой работы для всех. 

Есть ли корпорации, с которыми вы особенно сильно мечтаете поработать?

Мы очень хотим поработать с Pixar. Это большая мечта Эльвины, нашего арт продюсера. Мы выросли на этих мультиках. 

С кем сейчас работаете?

В основном с известными крупными компаниями. Uber, Google, Facebook, Electronic Arts, Ubisoft, SuperCell, Wargaming и другие.

5518 в штаб-квартире Uber, San Francisco

Как к вам попадают такие звёзды?

Есть костяк команды — это я, Майкл и топ-менеджеры: элитный спецотряд. Такие Navy Seals.

Очень хорошо работает сарафанное радио: я в индустрии больше 17 лет, Майкл в индустрии 25 лет, все наши топ-менеджеры тоже давно этим занимаются. Нас знают, нас рекомендуют. 

Мы работаем с одной игровой компанией, потом арт-директор оттуда переходит в другую — и рекомендует ей нас, потому что мы круто работаем.

Потихоньку идёт наращивание базы. С нами комфортно работать, мы стараемся быть гибкими с точки зрения сроков, понимания клиента. 

Сколько заказов у вас в среднем?

Одновременно у нас 8-12 проектов в разработке. Это не халявные деньги, работать с американцами иногда крайне сложно. Плюс — это другая таймзона. 

Некоторые ребята, которые работали у нас над проектами для Штатов, в итоге принимали решение, что будут работать только с русскими. Потому что не хотят стрессов по вечерам, хотят отдыхать во все русские праздники, и лишние деньги им не так уж нужны.

Они находят свою нишу — это тоже достойно уважения. Мы — элитный спецназ, который хорошо работает, хорошо получает — но с него и много спрашивают.

Дирекция 5518 Studios

Ваши клиенты знают, что производственное ядро — русские ребята?

Мы не скрываем. Когда мы представляем нашу бизнес-модель — рассказываем, что штаб-квартира в Лос-Анджелесе, производство в Москве, Питере, Ульяновске и Казани, СНГ, Индии, Канаде и Бразилии.

Эффективно, не очень дорого, стабильно — это то, что интересует большинство клиентов.

В эпоху глобализации мы вне международной политики, мы заняли свою нишу.

Многие, наоборот, говорят, что свои русские корни в Калифорнии нужно скрывать, особенно если ты — IT компания

Я предпочитаю быть прозрачным с клиентами. Во-первых, когда-нибудь так или иначе всё вскрывается, во-вторых — это наша политика ведения бизнеса.

Максим Михеенко у моста Golden Gate, San Francisco

Мы — не про инвестиции, мы — чёткий и понятный бизнес. Американцы лучше инвестируют в свои или европейские стартап-компании, это правда. Но мы — про конкретное ремесло, искусство игр. Здесь политика не имеет абсолютно никакого смысла, ведь оплата идёт по факту, за результат. 

И пример успеха множества российских компаний показывает, что нам доверяют. Это Sperasoft, это Saber Interactive — создатели World War Z, это Mail.ru. Примеров компаний, которые на слуху в Штатах, которым доверяют — очень много, мы не одни. 

Как твои русские сотрудники воспринимают иностранных клиентов?

Я всегда напоминаю команде, что мы вместе, и мы воюем против жёстких сроков и херового качества. Нет баррикады менеджеров, нет баррикады художников, нет баррикады клиентов. Мы все по одну сторону баррикад. Мы все заодно! 

Кусочек любви от 5518 Studios

Русские обычно не хотят быть заодно?

Для многих русских это шок, что их не хотят обмануть, что им хотят помочь. Люди не понимают, что нам всем выгодно сделать проект — это общая цель по обе стороны океана.

Ещё важно понимать, что, если в работе с американскими и европейскими клиентами ушло больше времени, чем планировалось, или идут какие-то доработки — они доплачивают.

В России до сих пор есть боязнь правок, фидбеков или того, что выжмут максимум и не заплатят. В Америке мы такого не видели ни разу, поэтому воспринимаем правки более радужно. 

То есть, какое-то количество итераций оговорено, а всё, что сверх — оплачивается и клиентом, и вами?

Да. И мы, и клиент оплачиваем сверхнормативную работу. Клиенты понимают, что работа с нами — долгосрочная история. 

Никто не хочет выжать из условного Феди максимум сегодня, чтобы потом искать нового Федю. Крупным компаниям это невыгодно.

То же самое сейчас происходит в России. Например, в Playrix — это сейчас уже русско-европейская корпорация — всё очень круто. Рекомендую их как пример нового русского подхода. Братья-основатели этой компании — приверженцы западноевропейских ценностей. Это забота о коллективе, доплаты за переработки, фокус на результат, а не на процедурность бессмысленных действий. 

Так что у нас потихоньку происходят изменения. Хотя зашоренность очень большая, особенно у людей из провинции. Нам приходится выдавливать их них домыслы, диванные экспертные мнения. Мы настраиваем их фокус на дело. 

Эльвина Антонова на презентации VR-проекта

Какое максимальное количество итераций может быть?

Всегда по-разному. Если мы в моменте поиска, то можем доводить модель до того, что нужно клиенту по 10-20 раз. Для некоторых игр слишком детализировано — тоже не надо. Иногда мы делаем с первого раза, иногда — с двадцатого. Главное — чтобы это было справедливо оплачено и результат пошёл в игру.

Бывает ли, что ваша модель не входит в финальную версию игры?

Такое возможно, это нормальный рабочий процесс. Мы взрослые мальчики, не обижаемся. Главное — нам за неё заплатили, мы выплатили деньги ребятам, ребята закрыли свои ипотеки и кредиты, купили ребёнку фломастеры — всё справедливо.

руки Максима Михеенко

Это грустно, но это бизнес, и мы выполнили свою часть работы. Мы делаем то, что нам нравится. Поэтому, если работа оплачена и клиенту она понравилась — значит, мы сделали всё хорошо. 

Бывает такое, что наши модели выходят в дополнениях к игре, спустя года. Ты уже про неё забыл, а потом видишь в игре — и даже в начале не помнишь, твоё ли это. Столько лет прошло — это тоже прикольно. 

Меня кстати одно время знали в узких кругах как лучшего специалиста по бочкам. Такой русский медведь Максим, который делал бочки для всех топовых игр того времени. Это Damnation, Fallout 3, Mafia Wars 2, Doom 4, FireFall. Ходили легенды, что есть какой-то чувак из России, который штампует лучшие в мире бочки для игр.

Бочки из Damnation, сделанные Максимом Михеенко

О самых больших успехах, провалах и о том, чего ждать от игровой индустрии

Каким самым крутым проектом ты больше всего гордишься?

Я очень горжусь Apex Legends. Мы вошли в этот проект в самом начале, когда ещё не было известно, что он будет одним из главных хитов 2019 года. Сделали для этой игры множество 3D-персонажей — по условиям контракта я не могу сказать, каких именно.

Apex Legends, тот самый!

Этот проект показал мне, как из маленького проекта внутри компании, в данном случае Electronic Arts, родился монстр, который зарабатывает больше $100 000 000 в год. Я видел своими глазами, как менялись правила игры. 

Когда мы только начинали, Apex Legends создавала маленькая команда с неизвестными перспективами. Сейчас это блокбастер уровня Аватара, постоянно выпускающий апдейты, с большой командой поддержки и огромным штатом разработчиков. 

EA считают, что ближайшие 5 лет он точно будет ковать для них деньги.

Миллионы просмотров на Ютубе, каждого нового персонажа ждут как явление Христа. Это феномен, это новая вселенная. Я прихожу в магазин игрушек и вижу там наши модельки на полках. 

А самый большой провал?

У меня нет таких проектов. Не потому, что я лукавлю, а потому что каждый дал мне многое. Если ты анализируешь проект с точки зрения, что ты сделал хорошо, а что мог сделать по-другому — тогда плохих и нет.

Максим Михеенко задумчиво анализирует выполненную работу, в кадре не хватает кофе

Какие-то проекты можно было не брать, потому что и так был загруз. Какие-то я доводил до финала, отменяя отпуск или романтический ужин. В такие моменты я понимал, что проект можно было и пропустить. Но я не жалею об этом, я получил ценный урок — что ужин с дорогим человеком иногда ценнее работы. 

Бывают ли проекты, за которые вы не берётесь?

Не берёмся за те, которые не соответствуют нашим понятиям морали. Мы не делаем порнуху, политику, тему, связанную с расслоением общества. Не трогаем всё, что вне энтертеймента. 

Также мы не работаем с командами без бюджета. Если люди вкладывают свои деньги, то ценность и важность для них увеличивается в разы.

Мы готовы инвестировать сами, но часть денег обязательно должна быть со стороны клиента. Если он не вкладывает, то ничем не рискует. А если он верит в свой проект — он должен занести бюджет.

Что происходит в индустрии? Что самое потрясающее, что самое инертное?

В игровой индустрии происходит переосмысление — как и во всём мире. Текущие принципы монетизации потихоньку отмирают, а новые — ещё в состоянии зарождения.

Статистика показывает, что в игры играют всё больше людей. Но играют всё больше бесплатно. Многие люди не готовы платить за игры — и это важный вызов для индустрии, ведь качество контента растёт, бюджеты растут. Нужно как-то это монетизировать.

Эльвина Антонова тестирует наш арт-проект The Key в VR-гарнитуре

Буквально вчера мы поняли, что, вроде бы, VR — новый путь. Выход Half-life: Alyx стал новой ветвью развития виртуальной реальности и новой эпохой. Но насколько она будет монетизирована и насколько будет успешна — никто не знает. 

Сейчас в играх есть кризис жанра, мы много что придумали, а куда двигаться дальше — не очень понятно. Люди не спешат приобретать VR. Может быть, новой ветвью будет AR: новое поколение Google Glass и очки Apple. Но очков Apple пока нет, а Google Glass уходит в сторону бизнеса, а не потребительского рынка. Поэтому для разработчиков и издателей игр большой вопрос: куда двигаться? 

В целом, индустрия игр богата? Богаче, чем рынок рекламы, например?

Мировой рынок рекламы тоже богат, он огромный. Игровая индустрия пока ещё молода, и у неё быстрый темп роста, который, к сожалению, на время замедлился. Все, кто хотел купить себе консоли — уже купили, в игры уже все играют. Времена коронавируса сейчас многое изменят. Посмотрим!

Была большая надежда на новое поколение — PlayStation 5 и Xbox Series X, но их выпуск отложили из-за коронавируса. Пока не очень понятно, смогут ли люди вообще купить эту консоль после кризиса, и нужно ли им это.

Сейчас у игрока очень большой выбор — iPhone, iPad, ПК, консоли, VR, посмотреть Netflix или Twitch.

То есть, диванные аналитики, которые рассказывают, что у игроделов всё будет прекрасно в любом случае и при любом раскладе, ошибаются? Так сейчас хороший момент чтобы войти в индустрию, или всё-таки не стоит?

Я думаю, что сейчас очень хорошее время. Индустрия точно будет расти. Возможно, будет какое-то замедление, но не такое, как в туризме, авиаперевозках или event. Игры быстро восстановятся и будут расти. 

Поэтому, если человек хочет поменять профессию, думает, куда двигаться дальше, ищет способ заработка денег, игровая индустрия — очень хороший вариант.

Максим Михеенко размышляет о будущем

Опять же, многие думают, что здесь — клондайк и золотая лихорадка, все зарабатывают кучи денег. Нет. Конкуренция огромна, игроки предпочитают бесплатные развлечения, а желающих войти — всё больше и больше. 

Пахота огромна, но здесь хотя бы понятно, ради чего. И в текущем мировом порядке эта индустрия выживет в любом случае — даже удалённо. Мы не перестанем делать игры, если все будут сидеть дома месяцами. 

Голливуд сейчас полностью встал — это вынужденная мера, сьёмки множества фильмов заморожены. Игровые студии просто пока работают на диване. 

Весь 5518 Studios сейчас работает из дома - всемирный карантин

Топ-3 твоих любимых игр

Я очень большой фанат World of Tanks за социальную кооперативную динамику. Эта игра собирает мужчин после работы и заставляет почувствовать себя настоящими мужиками. 

Вторая — Doom. Я поработал над Doom 4, когда был 3D-художником, играл во все части — сейчас как раз выходит новый Doom Ethernal. Это игра в классическом понимании слова «игра». Ты сел, включил Doom на 15 минут, на час, на 24 часа. Вышел — и забыл. То есть, ты кайфанул — и пошёл жить дальше. 

Третья — новый Half-life: Alyx. Я поиграл в него и понял, что это совершенно невероятная с точки зрения геймплея и механики штука. Это первая игра на VR, которую я хочу пройти до конца. Ради неё я бы купил VR-шлем. Для мозга это совершенно новые телодвижения и эмоции. Я лишился ментальной девственности — и это мне понравилось.

Что бы ты сказал Кодзиме при личной встрече?

Я бы сказал ему, что очень жду его фильм, не игру - он потрясающий рассказчик. Что хочу, чтобы он больше пробовал новое. 

Хидэо Кодзима на фоне своих работ

Потому что именно такой человек, как Хидэо, двигает индустрию кино и игр вперёд. 

Он мыслит на стыке двух индустрий, поэтому любой новый проект от него ждут все — это будет что-то, что ты гарантированно ещё не видел. 

Хорошо или плохо это с точки зрения продаж — другой вопрос. Death Stranding не был суперприбыльным проектом, но он реально расширил грани восприятия игр. И это огромное достижение Хидэо и его веры в себя, в свою уникальность.

Примерно того же я ожидаю от S.T.A.L.K.E.R. 2 (GSC) и от следующего Metro от 4A-Games — от обеих игр жду ощущения опасного дикого, но реалистичного мира. Будет это реализовано или нет — мы не знаем. Но делать такие проекты — уже подвиг.

Есть ли любимый анекдот?

Главный анекдот для 5518: каждодневная реальность. У нас смешение менталитетов — мы работаем с китайцами, бразильцами, индусами, американцами, канадцами — и у каждого своя вселенная!

Анекдот в том, как людям со всего мира каждый день договариваться между собой о слаженной работе над одной игрой. 

Пригласишь напоследок талантливых ребят к себе работать? 

Мы всегда открыты новым талантливым горячим ребятам с огромной энергией, мотивацией и пониманием «зачем?». Особенно сейчас, в момент перезагрузки нового мира.

У нас огромное количество заказов. Игры растут — и конкуренция тоже. Поэтому если ты сейчас в Ульяновске, Воронеже или Владивостоке читаешь этот текст, думаешь, чем заняться, делаешь игры или хочешь их делать — напиши мне лично с пометкой «ИГРОДЕВ2020» на мою почту maxim DOG 5518studios.com. Расскажи, почему именно ты достоин и почему ты хочешь потратить 10 лет своей жизни на игры. 

Подрастающее поколение 5518 Studios

Игровая индустрия ещё только в зародыше, новый Half-life вышел буквально вчера и уже показал, сколько возможностей в VR, которых мы не видели. 

От представления того, что будет с играми через год, у меня мурашки по коже. Особенно в новом мире, когда диджитализация будет развиваться ещё быстрее. Игры поменяются очень сильно, как поменялся ритейл, как поменялось обучение. Как именно — зависит от всех нас.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9902
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9761
Стилист Юлия Макушева
Интервью со стилистом Юлией Макушевой

Первое интервью — считай, что мастер-класс! Опытный стилист-имиджмейкер Юлия Макушева рассказывает, как подбирать гардероб в 2020 году, можно ли одеться стильно за 15 тысяч рублей. О стиле, меняющем судьбы. Как, наконец, выйти замуж и построить карьеру. Кому можно надеть рубашку в зебру с полосатыми брюками и не выглядеть клоуном. За что бывает стыдно стилисту. И самое главное — как российскому мужчине выглядеть стильно, даже если пояс перетягивает пузико.

Циля Зейман|25.02.20 9617
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.