Интервью с пилотом гражданской авиации
Томас Форсберг|26.11.20 6113
Почему пойти в авиацию всё равно, что жениться на некрасивой девушке? Как успокоить пьяного пассажира без рукоприкладства? На каких самолётах летать безопасно и почему перед заправкой лучше прочитать молитву?

Про первые полёты, должность и зарплату

Почему ты решил стать пилотом?

Ребёнком я с матерью прогуливался у аэропорта в Казахстане. И приземлился ослепительной белизны новенький красавец Як-40. Флаг СССР был почему-то оранжевого цвета. Видимо, не хватило красной краски. По трапу спустились трое в форме. Тогда я понял, что хочу связать свою жизнь с авиацией.

Прийти в авиацию — это всё равно, что жениться на некрасивой девушке. Только по большой любви.

После я много времени летал на малых самолётах, потом окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Первые полёты, которые сильнее всего запомнились, были на американских самолётах Cessna. На них дошёл до уровня инструктора.

самолёт малой авиации

Был ли у тебя страх перед полётами?

Никакого страха не было. Если у тебя есть страх перед полётами, то и желания летать, скорее всего, не будет. Полёты должны приносить удовольствие.

Куда и на чём летаешь сейчас?

Сейчас летаю на Boeing 737 Next Generation. Пока границы закрыты в связи с пандемией, летаю по России. До этого много где побывал: вся Европа, Вьетнам, Таиланд, ОАЭ, Саудовская Аравия, КНР, Турция.

Стоянка самолётов в аэропорту

Какие рейсы сложнее — по России или по миру?

Я бы сказал, одинаково. Обязанности в международных рейсах растянуты во времени, но объём их от этого не меняется. Ещё в международных рейсах более логично устроена система навигации и взаимоотношение с диспетчерами.

В какой ты сейчас должности и в чём заключаются твои задачи?

Я второй пилот. Несмотря на это, я должен знать все процедуры, уметь управлять самолётом, вести полётную документацию, отвечать за радиосвязь и прочие технические моменты, такие как заправка. Неполноценности не должно быть, поскольку в экстренной ситуации я должен вернуть людей на землю живыми.

Пилоты в кабине самолёта

В Казахстане я летал командиром.

Почему российские пилоты стремятся попасть работать в страны Азии: КНР, Япония и другие?

Все мы работаем за деньги, живём на деньги, поэтому основная причина в этом. Ещё график — четыре недели работаешь, четыре недели отдыхаешь. Или вообще по полтора месяца. В зарубежных компаниях график могут подобрать индивидуально.

Стоянка самолётов в аэропорту

Ну и более привлекательная социальная программа, хорошая медицинская страховка. Где-то и образование детям оплачивают.

Но не стоит забывать о разнице денежного вознаграждения между рекламой в интернете и реальной суммой в твоём контракте.

Сколько зарабатывают пилоты в России и как рассчитывается зарплата в авиакомпаниях?

Где-то платят за выходы на работу, где-то — за километраж. Есть вообще фиксированная зарплата. Есть предоставление жилья в ущерб зарплате, а есть компании, где всё зависит только от премии. Зарплаты немного упали в связи с экономической реакцией на коронавирус.

Обычно зарплата до пандемии составляла от 3 до 8 тысяч долларов.

Вид из окна второго пилота

Про болезни, нагрузку и сон в полёте

Есть ли какая-то компенсация за вредные условия труда?

Раньше при Советском Союзе люди уходили на пенсию «по ушам». Если кто-то умудрялся доказать, что слух ухудшился именно из-за работы, то пенсию ему выплачивали довольно серьёзную. Сейчас все компенсации просто включены в хорошую зарплату.

Если покалечился или погиб не по своей вине, то компания выплачивает внушительную сумму.

Чтобы подать заявление на обычную пенсию, нужно отлетать 6 тысяч часов общего налёта. При хорошем раскладе выйти на пенсию можно через 7,5–8 лет.

Каким профессиональным болезням подвержены пилоты?

Проблемы в основном из-за сидячего образа жизни: геморрой, болят ноги, спина. Если за питанием не следишь, то начинаешь толстеть.

Герой на крыле своего самолёта

Какие отношения между пилотами и с руководством?

Отношения просто замечательные как между ребятами, так и со стороны начальства. Пока работал в Казахстане, отношение было не хуже, а другим — из-за восточного уклада жизни. Другое гостеприимство, питание, распределение времени.

Пилот гражданской авиации

В какой нагрузке работают пилоты?

Лично у меня никакого недосыпа нет. Моё руководство планирует мои вылеты так, что я действительно полноценно отдыхаю. Конечно, летаем мы так же часто, как стоматолог лечит зубы. Но график труда и отдыха строго соблюдается, поэтому усталость не накапливается.

Я не говорю о катастрофе, но даже относительно незначительный инцидент подвергнут серьёзному разбирательству. И если в процессе выяснится, что график труда и отдыха пилота не соблюдался, то компания понесёт серьёзные потери. Этого, конечно, никто не хочет.

В каком графике ты работаешь?

Год назад примерно в это же время мы налётывали порядка 80 часов в месяц. В некоторых компаниях есть такое понятие, как согласие на продление рабочего времени, что опять же не превышает допустимую санитарную норму 90 часов в месяц. В прошлом месяце из-за пандемии я налетал только 45.

На рейс идёшь отдохнувший, как розовый колобочек, поглаженный, красивый, пахнущий одеколоном.

Пилотов заселяют в хорошие гостиницы, прекрасно кормят, так что о какой-то усталости сверх нормы речи и быть не может.

Второй пилот за штурвалом

Какой твой самый долгий перелёт?

Из Казахстана на хадж везли паломников в Саудовскую Аравию. Летели 5,5 часов. Было очень скучно, я не мог найти себе занятие. Ещё примерно столько же по времени летал из Алма-Аты в Китай. Перелёт из Якутска до Москвы занимает часов шесть, но со временем привыкаешь.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Есть такая процедура, прописанная в документах, позволяющая пилоту немного вздремнуть. При этом в кабину обязательно приглашается старший бортпроводник, а второй пилот должен дать на это согласие. 

Про питание, алкоголь и контингент

Правда ли, что члены экипажа часто нелегально провозят какие-то посылки, передачки и прочее?

Если раньше в 90-е такая практика имела место, то сейчас компании сделали всё, чтобы это исключить. На входе в аэропорт тебя проверяет служба безопасности. Потом тебя проверяют на КПП, просвечивая все твои вещи. Перед входом в самолёт тебя ещё раз проверяют с металлоискателем.

Пилоты в кабине самолёта

Чем кормят пилотов в полёте?

Питание практически не отличается от того, что предлагают пассажирам. Но два пилота, сидящие в кабине, никогда не едят одно и тоже. Если один ест курицу с гречей, то второй — рыбу с овощами. Если одно блюдо испорчено, то второй лётчик железно останется за штурвалом.

Как пилоты относятся к бортпроводникам?

Знаете, я допускаю существование пренебрежительного отношения со стороны пилотов и даже некоторую дедовщину. Но в нашей компании такого нет. Мы вместе едем на работу, вместе проводим брифинги и летаем, поэтому стараемся не конфликтовать. Отношение зависит не от внутренней политики компании, а от уровня воспитания пилотов и бортпроводников.

Пилоты в кабине самолёта

Как проводишь время между рейсами?

На самом деле времени не очень много, максимум у меня было часа три. А так обычно не более часа. Как только вышел крайний пассажир, начинается уборка салона. Бортпроводники проверяют количество мусора, отходов, воды.

Пилоты занимаются заправкой, общаются с техниками и диспетчерами, программируют маршрут в ЭВМ. Работы много, и этот час пролетает, как выстрел.

Я стараюсь делать всё быстро, чтобы освободить время на отдых и немного расслабиться.

Говорят, что в 90-е пилоты могли бухать прямо в небе. А как сейчас с алкоголем на борту?

С алкоголем мы на разных полюсах, и если сближаемся, то крайне редко. Что касается пилотов, пьющих в процессе выполнения своих служебных обязанностей, — я за всю свою жизнь никогда такого не видел. Бортпроводников с запахом ловили, это да. Даже рейсы отменяли.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Сколько человек в экипаже?

Обычно двое. Но если экипаж усиленный, что зависит от рабочего времени, то четверо — два летят в одну сторону, два — в другую. Рабочее время начинается с прохождения медсанчасти и заканчивается через полчаса после выключения двигателей.

Вид из кабины самолёта в аэропорту

Раньше в экипажи ещё входили штурманы, но сейчас всё настолько автоматизировано, что он сидит в офисе. Бортмехаников никаких тоже нет.

Какой контингент идёт в пилоты?

Сейчас много молодых пилотов, в том числе командиров. При этом даже от них ни разу не слышал, что в авиацию они рвались ради денег. С ними летать очень интересно. У них более прогрессивный подход ко всему. Они хорошо знают языки, отлично ориентируются в технических документах, гибкие и пластичные. Летать с молодыми безумно комфортно.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Но пилотом можно стать и в 30, и в 40. Недавно познакомился с одним молодо выглядящим мужичком, который ездит на мотоцикле так, будто сидит на нём с пелёнок. Оказалось, что ему 52 года, он пластический хирург, и в 49 лет он решил, что хочет гонять на железном коне. 

Управлять самолётом чуть сложнее, чем мотоциклом, и возраст тут не помеха. Самому пожилому действующему пилоту, которого я встречал, было 60.

Все ограничения только в твоей голове, в твоей решительности. Конечно, если у тебя нет руки, то за штурвал тебя не пустят. Но с незначительными ограничениями по здоровью попасть реально.

Герой в кабине самолёта

Кроме того, даже не обязательно иметь высшее лётное образование. Такого понятия на западе вообще нет. Есть определённый стандарт знаний, получить которые можно на обычных лётных курсах. Экзамен сдал и — в небо.

Пилоты в кабине самолёта

В вузе ты более углублённо изучаешь аэродинамику, метеорологию и другое. Это даёт бонус в плане карьеры. Но для того чтобы стать квалифицированным пилотом, знания в таком объёме не нужны.

Среди пилотов встречаются женщины?

Конечно, причём чем дальше, тем чаще. Мне приходилось летать с женщинами, но у меня есть своя индивидуальная позиция — мне некомфортно. Это моя вина, я уже возрастной дядька и мне тяжело перестроиться. Я не говорю, что женщины — плохие пилоты. Просто с однополым братом мне проще найти общий язык.

Про неадекватов, НЛО и стрессовые ситуации

Попадал в конфликтные ситуации на борту?

С членами экипажа у меня конфликтов никогда не было. С неадекватными пассажирами на борту — постоянно.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Если ещё на земле я понимаю, что конфликт с пассажиром неизбежен, то передаю его службе безопасности аэропорта. Кто-то начинает безосновательно проситься в бизнес-класс, пугая пилотов потерей работы и собственным выдуманным авторитетом. Через пятнадцать минут перепалки человека выводят под руки крепкие бескомпромиссные мужики.

Дорога со взлётной полосы к аэропорту

Но иногда конфликт неизбежен, и пилоты вынуждены импровизировать. У знакомого командира случай был. Приземлились, свернули с полосы на длинную рулёжку. И командир вдруг слышит, как бортпроводница просит пассажира вернуться на своё место. Лампочка ещё не потухла, а он не только расстегнул ремень и встал, но и начал с полки багаж доставать. И тут командир на мониторе видит, как пассажир со всего маху с силой лупит кулаком этой несчастной бортпроводнице по лицу.

Женщина тут же упала, ей помогли подняться, усадили на пустое кресло, и она разрыдалась. Резко командир жмёт на тормоз, и неадекват пушечным ядром летит через весь салон, разбивая по пути голову. На судебном заседании был полный разбор ситуации. Объявление звучало, знак «пристегнуть ремни» горел.

Командир сказал, что нажал на тормоз потому, что на рулёжку выскочила лисица. Представитель аэропорта подтвердил, что такие случаи у них бывают. Мы, говорит, боремся, но рядом лесной массив, поэтому то лисы, то зайцы порой выскакивают. Никакой лисицы, конечно, на рулёжке в момент торможения не было, а дебоширу авиакомпания сама предъявила иск.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Если на земле откровенный дебил никак не проявил себя, а в небе устроил настоящее представление, можно совершить аварийную посадку на ближайший аэродром. Пилот не может покинуть кабину ради разбирательств с идиотами, а девочки-бортпроводницы и не должны. Дебошир после посадки сильно поплатится, когда протрезвеет.

Полёты как-то влияют на психику?

Возникновения каких-то серьёзных проблем у себя или своих коллег я не наблюдаю. Знал одного военного лётчика, который утверждал, что видел НЛО. При этом он улыбался, и я так и не понял, действительно ли он что-то видел или нет.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Есть проблемы со сном из-за частой смены часовых поясов, когда тебе нужно ложиться спать, а биологически у тебя всё ещё бодрячок.

Правда ли, что самолёт — самый безопасный транспорт?

Если в одной комнате собрать машиниста поезда, пилота, капитана морского лайнера и водителя автобуса, то в плане безопасности каждый будет тянуть одеяло на себя. По официальной статистике самолёт — самый безопасный вид транспорта, и неадекватов фильтруют ещё при приёме на работу.

Водителей автомобилей просто больше, и получить права на машину проще. Скорее дело не в виде транспорта, а в людях. Если вы боитесь летать, почему бы и нет? Наверное, в этом есть какой-то смысл. Если боишься летать — садись на поезд.

Фрагмент приборной панели гражданского самолёта

Попадал ли в стрессовые ситуации в полёте?

Пару раз были ситуации, в которых востребованным оказалось умение быстро и грамотно принять решение. Турбулентность — это спутник любого полёта. Но всё это просто моя работа, и я не вижу в этом какого-то героизма. Ведь вы не назовёте героем водителя такси, ловко увернувшегося от вылетевшей на встречную полосу машины.

Экраны навигации и высоты на приборной панели самолёта

Всё зависит от твоего настроя и от того, как ты готов принять ситуацию. В своё время я пообщался с очень грамотным инструктором, который научил меня реагировать на стресс. В сложной ситуации происходит такая мобилизация нервной системы, что у меня даже не учащается пульс. Всё хорошо, ты абсолютно спокоен и выполняешь те процедуры, которые отрабатывал и переживал в мыслях. Осознание опасности приходит часа через два.

Если нужно облететь грозу, то происходит очень быстрый обмен информацией с диспетчером. Тебе, допустим, удобно завернуть влево, но оказывается, что это закрытая зона, и залетать туда нельзя ни при каких обстоятельствах.

Парашютов на гражданских самолётах нет, системы катапультирования тем более. Ты должен сделать всё, чтобы спасти жизни людей.
 

Про человеческий фактор, опасные самолёты и молитву перед заправкой

По какой причине чаще всего происходят авиакатастрофы?

Есть такая модель, называется «Швейцарский сыр». Если сложить три куска швейцарского сыра, какова вероятность того, что три дырки сложатся в одну? Чтобы произошёл авиационный инцидент или авиакатастрофа, необходимо совпадение минимум трёх факторов, например, погодные условия, техническое состояние самолёта и подготовка пилота.

Кроме того, есть фактор случайности. Не бывает двух одинаковых взлётов или посадок, причём осознавать я начал это только с опытом. Ты можешь до миллиметра выставить стабилизатор, абсолютно правильно высчитать скорость, обладать филигранной техникой взлёта, и всё равно он будет абсолютно другим в отличие от предыдущего, пусть и с этой же полосы вчера.

Посадка требует большей концентрации внимания, нежели взлёт.

Какую роль играет человеческий фактор, и можно ли полностью положиться на электронику?

В нашем представлении электроника — это то, что всегда работает чётко, правильно и без всяких нареканий. Но в жизнь это пока, к сожалению, не воплощено. 

Да, Airbus A350 может сейчас выполнять автоматический взлёт. Инженеры работают над минимизацией человеческого фактора, который необходим, как реакция на неправильные действия автоматики.

Вид из кабины пилотов во время полёта

Автоматика не устаёт, не хочет в туалет, не ссорится с женой. Эмоции способны вывести человека из нормального состояния. Но человек в кабине всё ещё нужен, чтобы отслеживать адекватность машины.

В каком реальном состоянии современные самолёты и на каких летать лучше не стоит?

В каждом современном самолёте есть система резервирования, позволяющая вам безопасно выполнить полёт. Если откажет одна гидросистема, то есть дублирующая. Если откажет один двигатель, то есть второй. Есть несколько радиовысотомеров и автопилотов, есть хитродублированная электрическая система, а значит отказ генератора — не приговор.

Но несмотря на ничтожную вероятность отказа всего и сразу, на тренажёрах мы отрабатываем все возможные ситуации.

Никто не хочет попасть в тюрьму, поэтому за техническим состоянием самолёта следят. Марки, на которых летать не следует, я назвать не могу.

Пилоты в кабине самолёта

Даже Sukhoi Superjet 100 по отзывам моих коллег — это классный самолёт. Мне кажется, что мнение у людей формируется не из-за каких-то неподтверждённых недоработок или ненадёжности самолёта. Я думаю, что в отношении «Сухого» тесно привязан политический момент.

Посадочный тоннель

Самолёт — это только часть проблемы. Вокруг самолёта должна быть определённая инфраструктура в плане подготовки инженеров и пилотов, обеспечения запасными частями, логистики. Как эксплуатант ты должен быстро решать проблемы. Все самолёты ломаются. Просто некоторые компании быстро и просто закрывают технические вопросы, а некоторые — нет. 

Удаление отходов из бака самолёта

Тем не менее пассажир имеет полное право на предвзятость. Довольно долго я общался с американским инструктором с Boeing и спросил у него: «Зачем они в США вообще покупают какие-то другие самолёты? Вы своими самолётами можете обеспечить всю Америку». На что он ответил: «Чувак, у американца должен быть выбор». Только в условиях выбора, а значит и конкуренции, возможен технический прогресс.

Насколько пилоты суеверные?

Есть суеверные, набожные, политизированные или прагматики. Все очень разные, у всех свои увлечения. Есть один, который на протяжении всего полёта может говорить о рыбалке. Мне важно побыть одному. Перед вылетом мне нужно спокойно подумать в одиночестве и подготовиться морально.

Пилоты не дают перед рейсом интервью и не фотографируются. Не говорят слово «последний», а только «крайний». И это доходит до абсурда, например: «Крайняя соль, крайние макароны».

В Казахстане в некоторых аэропортах случались истории с недоливом топлива. Но у меня таких историй не было, поскольку я знаю наизусть несколько исламских молитв. Прилетая в аэропорт, я подходил к заправщикам и говорил: «Ребята, давайте перед заправкой прочтём молитву. Дай бог крепости рук заправщику, чтобы каждый литр священного топлива попал в топливный бак этого прекрасного, созданного Аллахом самолёта, чтобы мы смогли безопасно приземлиться и сохранить жизни наших братьев и сестёр».

Заправка самолёта

Сколько ещё планируешь работать?

Сколько Бог даст. Профессию эту я очень люблю. Но человек устаёт от всего, всё когда-то приедается.

Как семья и близкие относятся к твоей работе?

Меня поддерживают. Но в моей профессии необходимо соблюдать баланс. Когда я дома, я полноценно включён в семью, занимаюсь детьми. Только так можно сохранить нормальное отношение.

Что больше всего нравится и не нравится в профессии?

Больше всего не нравится оборотная сторона всей авиационной работы — это работа с бумагами. Радует больше всего возможность летать. Читать документы к Boeing 737 можно как религиозные тексты — постоянно открываешь для себя что-то новое.

Герой в кабине самолёта

Какие проблемы авиации в России ты хотел бы решить?

Пролетая над Европой, можно заметить повсюду множество аэродромчиков для малой авиации. Мне хотелось бы, чтобы в России авиация была не только профессией. Много тех, кто хотел бы просто летать. Надеюсь, что в обозримом будущем небо станет более доступным для наших людей.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


Поэт Алина Витухновская
Интервью с Алиной Витухновской

Как 21-летней девочке удалось расшевелить всю западную прессу? Как попасть к Доренко на ОРТ и на чай к начальнику Бутырки? И почему роль писателя в России унизительна и бессмысленна?

Томас Форсберг|15.01.21 9924
Вид на похороны из могилы
Между жизнью и смертью. Интервью с владельцем похоронного агентства Ильей Болтуновым

Илья Болтунов, владелец и создатель сети похоронных домов «Журавли» подробно рассказал нам о том, как в России устроен похоронный бизнес, сколько люди тратят на похороны близких и сколько на этом зарабатывают честные и не очень предприниматели. С одной стороны у нашего героя интервью — теневые схемы, подкупленные госслужащие и рэкет из 90-х — чему приходится противостоять. С другой — честная цена на рынке, честные способы получать заказы: рекомендации, прижизненные договоры, уход за могилой, франшиза.

Ежи Симбин|10.11.19 9650
Интервью с игроком в онлайн-покер
Интервью с профессиональным игроком в покер

Герой нашего интервью — профессиональный покерист рассказывает, как научиться играть и стабильно зарабатывать на покере, какими качествами должен обладать игрок, чтобы заработать на машину родителям и содержать семью.

Циля Зейман|19.05.20 9548
Машина «Яндекс.Такси» — простая рабочая лошадка
Интервью с водителем «Яндекс.Такси»

Таксист или «бомбила» — кто лучше? Почему «Яндекс.Такси»? Есть ли будущее у таксиста? Разговор с московским таксистом. Он бросил офис ради такси, но мечтает стать айтишником. Он рассказал, как важна умная организация труда, что умение сгладить конфликт — его профессиональный секрет, и что здоровье важно беречь, но и работать нужно.

Боб Старцев|02.06.20 9033
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.