Про то, как стать музыкантом, а потом преподавателем в частной школе
Про особенности национального бизнеса, итальянских детей и государственные школы
Про рабочий график, доходы и налоги
Про несбыточную пенсию, реальную помощь государства и кредит
Про престиж учителя и дополнительные доходы
Про две жизни одного человека и медицинское обслуживание
Про забавное в жизни учителя и личные пристрастия
Про то, как стать музыкантом, а потом преподавателем в частной школе
Как ты стал музыкантом вообще и преподавателем в частности?
Я начал играть на гитаре примерно в 10 лет, а в 14 уже учил этому одноклассников. Мне, как и всем молодым людям, были нужны деньги.
Моя семья была среднего достатка. Родители развелись, когда мне было 6 лет.
После лицея я поступил в университет, где изучал биологию. Музыку я сперва забросил, но через 2 года снова стал играть и преподавать. Причина та же – нужны были деньги. Для того чтобы тратить их в клубах, иметь возможность выпить и покурить.
Потом позвонил друг и предложил преподавать музыку в школе, которую он окончил.
Совмещать музыку с учёбой оказалось сложно, и я решил бросить университет.
Значит, у тебя нет ни музыкального, ни высшего образования?
Да, ни того, ни другого. Тогда в университетах не преподавали современную музыку, только классическую. Теперь преподают, уже примерно 5–6 лет. Но сейчас времени на учёбу у меня нет.
Расскажи о школе, в которой ты работаешь.
Обычная, нормальная, неплохая частная школа на периферии Рима.
Я не владелец школы, а работаю по договору. У меня, говоря по-русски, есть индивидуальное предприятие — ИП. Я плачу налоги. У меня есть кредит, и я должен показать государству, что зарабатываю деньги. Работать только неофициально мне нельзя.
Если человек хочет стать музыкантом, он всегда сможет найти школу, где получит образование на уровне университета. И не только по «классике», но и року, джазу, блюзу.
Например, есть школа Сент-Луис колледжа, или ещё очень знаменитая школа — «Пер Ченто Музика». Именно оттуда все музыканты, которые сейчас играют с Марко Менгони (популярный итальянский исполнитель — прим. редактора). Кстати, его нынешний гитарист был моим учеником.
Ученики попадаются разные. Если ученик перспективный, и я знаю, что потом он будет стремиться в школы, о которых я сказал выше, то я сделаю всё, чтобы он успешно сдал экзамены и поступил. Буду учить его по индивидуальной программе. Но таких учеников 5–10%.
Большая же часть учится музыке только потому, что их засунули сюда родители, чтобы иметь возможность заняться собой, элементарно потрахаться.
Но есть и такие, которые хоть и не хотят быть музыкантами-профи, но им очень интересна музыка. Или их родителям важно, чтобы дети развивались многосторонне.
Я же всегда делаю свою работу как надо.
Про особенности национального бизнеса, итальянских детей и государственные школы
А зачем тебе понадобилось оформлять ИП, разве школа не могла тебя оформить как обычного наёмного работника?
Дело в том, что, если у тебя в Италии частный бизнес и ты хочешь нанимать работников, придётся платить очень много налогов.
Кроме того, придётся заключать трудовые договоры на длительный срок, потому что найти работника на краткий срок очень трудно.
У нас, как и у вас, многие хотят на работе просто сидеть, плевать в потолок и пинать балду. И длительный трудовой договор даёт такую возможность.
Я же пришёл не балдеть, а работать, поэтому краткий договор меня устраивает.
И ещё, если ты учитель, но у тебя нет ИП, ты сможешь заработать не больше 5 000 евро в год. Если хочешь больше — открывай ИП.
Мне это удобно. Я, например, могу ещё преподавать итальянский язык русским легально, платя налоги.
Расскажи о детях, с которыми ты занимаешься? Какие они сейчас в Италии, чего хотят, на что надеются, тянутся ли к музыке, искусству?
Я думаю, что не только в Италии, но и во всём мире, из-за компьютерных технологий дети станут или суперумными, или суперглупыми. И дальше эта тенденция будет только усиливаться.
Ведь если ты смотришь в интернете интересное и полезное видео, ты тогда и станешь умнее. А если ты торчишь только в тупых блогах, типа любителей PlayStation, ты сам себя загоняешь в низшее общество. И так, я думаю, во всём мире, а не только у нас.
К счастью, в музыкальных школах учатся самые лучшие дети. Они воспитанные и умные.
Но их сверстники из обычных школ — просто гопники. Курят косяки и уже в 12 лет трахаются в туалете. Мне говорили, что и кокаин у них в ходу.
Значит, государственную общеобразовательную школу ты вообще не рассматриваешь как место работы?
Там нужен диплом. Кстати, преподаватели музыки с дипломом чаще всего и не умеют хорошо учить, потому что у них старый менталитет и старая методика.
Кроме того, я не хочу работать в условиях, когда мне будет нужно каждый день просыпаться рано утром и быть на работе в одно и тоже время. Для меня это — просто кошмар!
Про рабочий график, доходы и налоги
Какой у тебя рабочий график?
Всё зависит от количества учеников и моей личной инициативы. Бывало так, что уезжал в школу рано утром, а возвращался поздно ночью.
Но обычно в музыкальной школе большинство учеников появляется после обеда (после трёх дня), так как до этого дети учатся в общеобразовательных школах.
А конец моего рабочего дня чётких границ не имеет. Можно учить и до девяти вечера, потому что есть ученики по 30–40 лет, которые приходят заниматься после работы.
И каковы твои доходы от всей этой музыки?
Года 3–4 назад работы у меня было «до ушей», и я зарабатывал до 2 200 евро в месяц. За исключением июля и августа, когда была только половина от этого.
Сейчас я зарабатываю примерно раза в 2 раза меньше.
Упало всё – и экономика, и культура, и музыка. Учеников стало мало. Но проблема не только в этом.
Я раньше мало использовал социальные сети. Совсем недавно я занялся ими всерьёз, и количество учеников сразу стало расти.
Понятно, вирус всё испортил. Давай перейдём к абсолютным цифрам. Какой доход даёт преподавание? И сколько ты платишь налогов?
Я получаю в музыкальной школе примерно 15 евро за академический час. Из них 80% — официально, и 20 — «в конверте».
Получается, что официально мне в карман попадает 12 евро. Я плачу 5% налога, название которого я не знаю, как перевести на русский, и 28% — на пенсии. Итого — 33% налогов.
Значит, ты показываешь государству не весь свой доход?
Ежегодно нужно зарабатывать не меньше 15 тысяч, иначе пенсии тебе не будет. Конечно же, я зарабатываю больше. Просто немного скрываю. В Италии об этом можно говорить свободно. Нас и здесь не подслушивают, я надеюсь.
Итальянцы — хитрый народ. Многие вообще никогда не платили налогов, потому что работают неофициально и получают зарплату «в конвертах». Среди музыкантов таких навалом. Потом они будут получать пенсию «для бедняков».
А те, кто, как я, устроен официально, — платят высокие налоги и находятся в жопе.
Про несбыточную пенсию, реальную помощь государства и кредит
А ты, вообще, веришь в пенсию? У нас, например, её практически «обнулили». Мы это поняли и смирились. А как у вас?
Я тоже не верю. Мои деньги идут на нынешние пенсии тем, кто работал по длительным договорам.
Я пенсии не увижу. Мы, молодые, как и у вас, — просто в жопе.
Государство в пандемию как-то помогло?
Да, все, кто платит налоги, получили от государства деньги. Мне дали 1 200 евро (это за 3 месяца — март, апрель и май). Могу получить ещё 1 000, но мне лень сравнивать налоги того и этого годов. Я человек ленивый.
Но самое главное — мой кредит в банке заморожен на 6 месяцев. Можно было заморозить и на целый год, но я не хочу ощущать себя сидящим на заднице и ждущим «у моря погоды». Я родился не для этого.
Я хочу чувствовать себя (как мы, итальянцы, говорим) «с чёрным перцем в заднице». Нужно всегда двигаться только вперёд.
На какой срок у тебя кредит на квартиру?
25 лет. Осталось ещё 16 лет. Плачу 520 евро в месяц. Когда я брал ипотеку, ставка по ней была 5%. Сейчас же она меньше 1%.
Про престиж учителя и дополнительные доходы
В России работа учителя низкооплачиваемая и «расстрельная», потому что очень много ответственности, но очень мало отдачи. А как в итальянском обществе? Есть престиж, уважение, социальные бенефиты?
Когда люди узнают, что ты музыкант, они сначала говорят: «О, как круто, офигенно, классно!» А потом начинаются вопросы: «И что ты делаешь на работе? Что ты вообще умеешь делать?»
Так что у нас учитель музыки тоже в полном говне.
И вообще, все думают, что музыка — несерьёзное дело. Если семье нужно что-то урезать, то урежут именно занятия музыкой.
Тогда ради чего всё это, что тебя держит в этой сфере и на этой работе?
Я же не сказал, что эта работа для меня – навсегда. В последнее время я начал заниматься и кое-чем другим.
Я вот говорю по-русски, а это самый сложный, после китайского и японского, язык. Благодаря русской жене я понял, что есть много возможностей поработать с русскими, потому что вы любите нашу страну, и вы не говорите по-английски. Мы тоже не говорим по-английски. Поэтому у меня, как русскоговорящего итальянца, просто нет конкурентов.
У нас здесь русских полно. Есть те, кто собирается что-то преподавать итальянцам. Есть другие, которые хотят изучать нашу кухню и потом учить ей соотечественников. Поэтому-то я и начал серьёзно изучать русский язык и делать курс итальянского для русских.
Благодаря этому, за последние 2 года я провёл несколько туристических маршрутов для русских, на которых мы не просто осматривали окрестности, но и ели вместе пиццу, пасту, пили пиво. Я стал делать ролики с русскими друзьями об итальянской еде. Были у меня и специальные языковые прогулки, когда в течение примерно трёх часов я объяснял, как нужно правильно говорить по-итальянски. И ещё я начал преподавать итальянский через скайп.
Конечно, я не хочу бросить музыку совсем, потому что это — моя жизнь. Но я считаю, что двух дней в неделю для неё будет достаточно.
Значит, у тебя появились дополнительные занятия, которые приносят доход. А что тебе даёт больше денег: они или музыка?
Сейчас, из-за чёртова коронавируса, туризма нет, но до него дополнительные занятия давали мне уже почти половину всех доходов.
Я устраивал прогулки (пешие и на машинах), проводил мастер-классы.
Конечно, всё это нелегально, но с русскими это можно, я и за это вас тоже люблю. В этом вы очень похожи на нас.
Теперь же я продолжаю преподавать музыку, но уже через скайп. И у меня есть несколько учеников по итальянскому языку.
Про две жизни одного человека и медицинское обслуживание
Перечисли все свои занятия: что ты делаешь и где это можно найти в интернете?
У меня есть две разные жизни: как итальянца и как русского.
Как итальянец, я — Леонардо Витаколонна, музыкант. Есть страницы в фейсбуке и инстаграме, канал на ютубе.
И отдельно есть мой проект с оригинальной музыкой. Я там пою и все музыкальные партии, кроме барабанов, там тоже мои.
Своей музыкой заработать, увы, невозможно. Для меня это — просто страсть.
А в русской части жизни я — Леонардо Макаронер. Я публикую посты в фейсбуке и инстаграме о красивых местах и вкусной еде. Начал делать посты и по итальянскому языку.
На ютубе начал выкладывать рецепты блюд. Но это была только репетиция, сейчас я хочу делать по-другому: импровизировать и делать ошибки. Сюда же добавлю ролики и по итальянскому языку.
Теперь поговорим о медицинском обслуживании. Ты его получаешь бесплатно?
Медицинское обслуживание бесплатно для всех, у кого есть хотя бы вид на жительство. Даже если он не платит налоги.
Тут есть одна фишка. Если у тебя что-то серьёзное, например, рак, сахарный диабет или нужно делать операцию, то медицина у нас — одна из лучших в мире бесплатных медицин.
Например, моему отцу бесплатно имплантировали электрокардиостимулятор-пейсмейкер, который стоит больше 300 тысяч евро. А у его жены был рак крови, лейкемия. Её тоже лечили бесплатно, и сейчас она чувствует себя хорошо.
Но если у тебя несерьёзная болезнь — хоть она тебя и напрягает, у тебя будут большие проблемы, потому что надо вставать в очередь на лечение и ждать порой не меньше года.
Итак, хоть это и жутко звучит, но при серьёзной болезни — тебе хорошо. Но если у тебя болят зубы — ты в жопе.
Правды ради, следует сказать, что платная медицина снижает свои расценки. Если 10–15 лет назад эхокардиография стоила 100 евро, то сейчас — всего 30, почти даром.
Про забавное в жизни учителя и личные пристрастия
Расскажи что-нибудь забавное из твоей преподавательской практики.
Таких историй хватает. Например, бывают такие ученики, которые сами не знают, зачем они находятся в музыкальной школе. И вот я спрашиваю такого: «Какую музыку ты больше любишь: рок, джаз, хэви?» Он отвечает: «Не знаю». «А какой у тебя любимый гитарист или певец?» — «Не знаю». «Может быть, „Металлика“ или „Битлз“?» — «Не знаю. Я не слушаю музыку». «Так на кой хер тогда ты здесь?!» — подумал я.
Или ещё один кадр. Идёт первый урок, ставим очень простой аккорд – фа мажор. Все ученики справляются с ним уже на первом занятии. Целых 30 минут я ждал, пока он самостоятельно поставит пальцы. Наконец, терпение моё кончилось, я сам расставил ему пальцы и сказал: «Ну, давай играй». А он вместо того, чтобы ударить по струнам правой рукой, убрал с грифа левую руку. И я подумал: «Ну, на фига ты сюда пришёл?»
Какая музыка нравится тебе самому? Какие современные музыканты для тебя в авторитете?
Мне нравится и инди-музыка, и американская, и не только. Например, группы типа Sigur Rós или Foo Fighters. И ещё я люблю джаз.
Мой любимый гитарист — американец Джо Бонамасса. Он очень крут.
А ты сам выступаешь с концертами?
У меня был личный проект инди-музыки. К сожалению, люди не хотят слушать что-то новое, им подавай проверенное старьё. Я постепенно разочаровался и прекратил живые выступления.
Но к счастью, я люблю ещё и блюз, а это уже что-то среднее — не очень оригинальное, но с большим простором для импровизации. К тому же я встретил своих школьных друзей, которые создали классную блюз-группу.
Мы серьёзно репетировали, начали выступать, понравились людям… И тут пришёл вирус.
Сейчас наш басист немного занят, но когда он будет свободен, мы снова начнём репетировать и выступать в клубах. Платят за выступление по 50 евро каждому. Так что это больше игра для души, но и 50 евро в кармане — тоже не лишние.
Играть вживую важно и потому, что это даёт больше контента для публикации в интернете. А чем больше тебя в интернете — тем больше у тебя учеников.
Про русскую жену и её адаптацию
У тебя русская жена Марина. Как она адаптировалась?
Марина закончила университет в Москве, её специальность связана с искусством.
Она приехала в Италию в 2012-м, а это был один из худших кризисных годов. Поэтому сначала было плохо: работы для неё не было, она чувствовала себя бесполезной и часто грустила. Впрочем, это нормально, когда ты только-только переехал в другую страну.
Но через полтора года она начала работать с туристами и в течение нескольких лет прекрасно устроила свою жизнь. Она теперь чувствует себя «в своей тарелке», как говорится у вас. У неё обширные связи и много друзей. И это именно её друзья, моих среди них почти нет.
Но из-за чёртова вируса она сейчас тоже не может нормально работать, потому что туристов нет.
А что с её социальным статусом? Вписалась ли Марина в систему итальянской жизни? Или у неё здесь только русская жизнь и русские туристы?
Она работает в основном с русскими туристами, но у неё с прошлого года тоже открыто ИП. Она платит налоги и также получила от государства 1 200 евро помощи.
Но главная статья дохода моей жены — вы, русские. И я тоже так хочу.
Как только границы будут открыты, ваших туристов здесь будет — «греби лопатой», особенно из Питера и Москвы. Мы ждём этого и в это верим.
Про планы на будущее и русские поговорки
Сформулируй свои планы на будущее. Ты решил оставить музыке 2 дня в неделю, а остальное время посвятить занятиям с русскими?
Пока именно так. Но жизнь меняется, и что будет дальше — я не знаю. Не надо строить длительных планов, надо жить настоящим. Если бы все в Италии думали так, я уверен, у нас всё было бы гораздо лучше.
Какая русская поговорка тебе нравится?
Любишь кататься, люби и саночки возить. По-итальянски можно сказать так: ты хотел иметь велосипед, вот теперь и крути педали. Мне нравятся оба варианта.
Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.