Интервью с водителем «Яндекс.Такси»
Боб Старцев|02.06.20 16504
Таксист или «бомбила» — кто лучше? Почему «Яндекс.Такси»? Есть ли будущее у таксиста? Разговор с московским таксистом. Он бросил офис ради такси, но мечтает стать айтишником. Он рассказал, как важна умная организация труда, что умение сгладить конфликт — его профессиональный секрет, и что здоровье важно беречь, но и работать нужно.

Про плюсы и минусы «Яндекс.Такси»

Почему ты выбрал именно «Яндекс.Такси»? Что там хорошего?

Мне предложили удобный график. Я изначально искал подработку в свободное от основной работы время, то есть взял машину на выходные и без проблем поехал — подзаработал. Так всё и началось.

Машина «Яндекс.Такси». Такую трудно не заметить!

А какие у «Яндекс.Такси» недостатки?

Главный минус в том, что водитель не видит сразу стоимость поездки. Это и есть большая ложка дёгтя.

Я понимаю, что это политика «Яндекса», потому что вряд ли кто-то захочет брать откровенно дешёвые заказы.

Таксометр «Яндекс.Такси». Стоимость поездки не видна

Конечно, если водитель видит, куда нужно ехать, он может примерно определить, сколько это будет стоить. Но некоторые водители не видят конечную точку маршрута, пока не приедут и отметят прибытие.

Это связано с активностью водителя, с тем, как часто он принимает заказы и не отказывает, не опаздывает. Есть специальная шкала на 100 баллов. Если у тебя от 90 до 100, ты сразу видишь конечную точку поездки.

Если у тебя активность ниже, ты видишь только начальную точку — точку подачи.

Мой минимум — 56 баллов. Работать было очень тяжело. Я резко активизировался, и уже больше полугода у меня всегда 100 баллов.

Может было бы круче, как раньше, «бомбить» на дорогах?

Нет. Я и не «бомбил». Во-первых, мало ли каких неадекватов можно встретить на дороге. А, во-вторых, если что-то такое не очень хорошее произойдёт, то никто тебе и не поможет. А в случае с «Яндекс.Такси», ты всегда можешь написать в поддержку, и тебе ответят. А если у тебя хорошие показатели в личном профиле, можно даже заказать звонок. Перезвонят, и ты сможешь всё рассказать знающему человеку, а не просто печатать в чат.

Поэтому «бомбить» — это не моя тема.

Про то, как стать, быть и перестать быть таксистом

Давно ли ты занялся такой работой? Как вообще возникла мысль стать таксистом?

Всё началось, как обычная подработка, года полтора-два назад. На выходные брал машину и катался по заказам. Но потом с основной работой не заладилось...

Тогда я сел и подсчитал. И вышло, что если ездить всю неделю или посменно, то на деньги это выходит не хуже, чем работа в офисе. А в новогодние или праздничные дни даже лучше. И я перешёл в такси на «постоянку».

У «Яндекс.Такси» существует рейтинг водителей. Помогает ли он тебе или больше мешает?

Рейтинг водителя — это «звёзды» в профиле. Я отношусь к нему равнодушно, так как на данный момент рейтинг у меня очень высокий — 4,949 из 5.

Таксометр «Яндекс.Такси». Активность и рейтинг водителя
 

У меня свой секрет успеха. Веди себя с людьми также, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой, когда ты в роли пассажира.

На рейтинг водителя влияют оценки пассажиров. Из личного опыта скажу: только человека 3–4 из 10 клиентов ставят оценки. Просто, когда приходит уведомление с просьбой поставить оценку, человек смотрит на это, как на какое-то десятое, совершенно не важное дело. А я и не прошу ставить мне оценки, это личное дело клиентов.

Есть активность, а есть рейтинг водителя. Это две разные вещи, и не нужно их путать.

Активность — это отношение к заказам. Если, к примеру, ты взял заказ, но отказываешься, у тебя существенно падает именно активность. Может быть сразу минус 15 баллов, и тебя временно заблокируют.

В моём случае: активность 100 баллов и рейтинг 4 «звезды» и выше. Это влияет и на время ожидания между клиентами. Значит, сейчас у меня больше шансов, что заказ выпадет именно мне.

Я знаю, что водители иногда просят отменить заказ самого клиента. А как ты к этому относишься?

Это делается для того, чтобы не платить процент «Яндексу».

Здесь нужно вернуться к вопросу про «бомбил». Если ты поехал после отмены, то всё, что случится, будет решаться уже тобой самим. И «Яндекс», мне кажется, эту тему отслеживает. Я так не делаю.

В «Яндексе», я не знаю на сколько, но водитель и пассажиры застрахованы. Есть страхование жизни. А при отказе ты отказываешься и от него. Мне такой выбор не по душе. Да и этику определённую тоже важно соблюдать.

Бывает и по-другому: заказ срывается по вине самого клиента. И водитель просит его отменить заказ, чтобы не заморачиваться потом с восстановлением активности. В этом случае — всё правильно.

Твоё мнение о рейтинге пассажиров? Нужен ли этот фильтр неадекватов или любой заработок всё-таки важнее?

Я рейтинг пассажира не вижу. И когда принимаю заказ, и когда уже везу пассажира. Я могу только строить предположения, исходя из таких нюансов, как время ожидания. Мне, например, программа пишет, что я могу отменить заказ, и мне за это ничего не будет. А я, допустим, прождал всего минуту. Наверное, у этого пассажира и есть низкий рейтинг. Но, это только мои личные предположения, потому что, повторяю, рейтинг пассажира для меня недоступен.

Таксометр «Яндекс.Такси». Рейтинг пассажира недоступен
 

А фильтр неадекватов, конечно, нужен. Их возить вообще не стоит.

И я стараюсь от таких избавиться, как можно быстрее. Бывало даже, что сдавал их по дороге сотрудникам ДПС.

Есть ли у тебя официальные должностные инструкции от «Яндекс.Такси»? Ознакомлен ли ты с ними под роспись?

Здесь действует договор оферты. При регистрации открывается этот договор в электронном виде и соответствующие должностные инструкции. На каждом тарифе свои должностные инструкции.

Прочитав договор и инструкции, ставишь галочку о согласии. Это и есть твоя электронная подпись об ознакомлении. Но бесполезно ставить галочку, не прочитав, потому что дальше идёт тест из 14 вопросов. Если его не пройдёшь, программа регистрации тебя дальше не пустит.

Как организован рабочий день? Когда ты более всего загружен? В какое время чаще всего возникают простои?

У меня сразу был системный подход к работе. А не так, чтобы выжать из себя все соки и заработать максимально много денег. У меня есть определённое время, когда я езжу, и сколько отдыхаю, и когда еду домой.

Я выезжаю всегда в 7:00. Как правило, от 12:00 до 13:00 — утренний пик с частыми заказами.

Начало рабочего дня в «Яндекс.Такси». К старту готов!
 

С 13:00 до 16:00 получается небольшой спад, во время которого я стараюсь пообедать и часок отдохнуть.

И, начиная с 16:00, до 21:00 идёт вторая волна. Это все те, кто возвращается с работы и у кого есть различные вечерние дела.

А ночью я не работаю принципиально, потому что были не очень хорошие моменты, и мне это просто надоело. Работаю максимум до 23:00.

Надолго ли для тебя эта работа, или это лишь временное занятие? Кем ты вообще хотел быть на самом деле?

Конечно, это временное занятие, потому что я лично понимаю: будущего у таксиста нет. Как бы грустно это не звучало.

Ну, какой у таксиста может быть карьерный рост? Ну, перейдёшь ты на другой уровень, будет у тебя тариф «Бизнес». По сути дела, так и останешься таксистом. А дальше двигаться некуда.

Я сейчас учусь на IT-ишника и маркетолога. Это онлайн-курсы и семинары. Поэтому, для меня эта «карьера» таксиста должна когда-то закончиться.

Но я знаю людей, которые работают 10–15 лет. А нужно просто смотреть чуть-чуть вперёд.

Если я не ошибаюсь, то в Сколково ездят уже такси на автопилоте. Пока только по Сколково, но через годик, через два их запросто могут выпустить и дальше.

И я, как пассажир, конечно же захочу прокатиться на такси без водителя. Это прикольно, и это будет новый тренд. Спрос на водителей сразу упадёт. Я это увидел и потому пошёл учиться.

Каково отношение к твоей работе родственников и друзей?

Жена понимает, что это не постоянно. К тому же, я пошёл учиться. И друзья относятся нормально.

Это такой же труд, как в магазине на кассе, и ничего зазорного в нём нет.

Соблюдаешь ли ты определённый профессиональный дресс-код? Если да, то это твоя собственная инициатива или требование «Яндекс.Такси»?

Если честно, я не помню каких-то особых требований к внешнему виду в тарифах «Эконом» и «Комфорт», но про опрятный вид там написано.

Для меня это просто чистая одежда и аккуратный внешний вид. Ведь, если ты будешь в трениках и тапках, то к тебе и отношение будет соответствующее.

Ты же сам себя активируешь тем, что нормально одет и опрятен. Я и сам по себе всегда такой. Простое правило: вспотел — надень чистую футболку.

Я на высоких тарифах не катался, но знаю, что там другие требования. Например, обязательно должна быть рубашка. Там и должностные инструкции другие. Водитель должен дверь открыть пассажиру и тому подобное. Я, честно говоря, такого просто не хочу.

Опиши своё транспортное средство. Каковы его достоинства и недостатки? Это твой автомобиль или собственность работодателя?

«Шкода Октавия». Год выпуска не помню, надо смотреть в документах, но не очень старая. Машина в аренде. Плачу за аренду и горючее (в моём случае — газ). Аренда — 1500 в сутки. Ну, и моя «горючка». Газ — это достаточно приличная экономия. Полторы тысячи «отбиваются» в первые полтора-два часа утром, а потом работаю на себя. Я не придирчив, это не моя машина. А так, есть всё, что надо. Машина комфортная.

Про деньги и их количество

Теперь о главном — о деньгах. Сколько ты зарабатываешь в среднем в день? А в месяц? Существует ли гарантированный минимум заработка? Только давай пока без учёта изменений, связанных с коронавирусом.

Я заработок считаю в день, а не в месяц, потому что деньги приходят и уходят каждый день.

В среднем, чистыми, то есть минус аренда машины и горючее, в обычный день можно было заработать 3500–4000.

Это с 7 утра до 10 вечера. С часом на обед. А минималка за поездку по Москве была 200 рублей.

«Яндекс.Такси», «Шкода Октавия» — экономично и комфортно

Как вообще организована система оплаты труда в «Яндекс.Такси»: периодичность выплат, нал или безнал, есть ли премиальные?

Есть и нал, и безнал. Я работаю через таксопарк, и весь безнал идёт туда. Здесь всё зависит от таксопарка: кто-то переводит только раз в неделю, а кто-то и раз в месяц. Я заработанное по безналу получаю в конце дня.

Таксопарк берёт себе 3% со всех заказов, а «Яндекс.Такси» забирает, если я не ошибаюсь, 23%. Следовательно, 26% уходит, а остальное — моё. Кроме того, я плачу и за аренду. Премиальных никаких нет.

Штрафов, правда, тоже нет. Всё завязано на активности и рейтинге водителя.

Теперь про чаевые. Как это отображается: оставили тебе чаевые или нет? Что нужно делать, чтобы чаевые были?

Если оплата по безналу, то чаевые отображаются в приложении. Прямо так и написано: «Вам оставили чаевые». Если наличкой, то просто дают сверху что-то и всё.

Я ничего специально для этого не делаю.

Про личное здоровье, эмоции и хамство пассажиров

Поговорим о здоровье таксиста. Известны ли тебе сопутствующие этой профессии заболевания? Есть ли у тебя секреты, как сохранить здоровье и меньше уставать за рулём?

Сопутствующие болезни мне неизвестны. Я этим не заморачиваюсь. А что касается усталости, то у меня подход простой: через каждые 3 часа делаю 10-тиминутный перерыв. 

Водитель «Яндекс.Такси» и его машина. «Я разомнусь, а ты отдохни!»

Машина на «автомате», поэтому правая нога хоть как-то двигается, а левая — практически без движения и затекает просто жутко. Поэтому стараюсь выйти из машины, чтобы размяться и заставить кровь нормально циркулировать.

Здоровье даётся один раз, а в такси мы временно.

Какие основные эмоциональные неудобства связаны с профессией таксиста?

Большой эмоциональный стресс лично для меня — это долгая подача с последующим «обломом». Ты едешь 5–7 минут, уже подъезжаешь на место, пассажир уже за углом... И тут он вдруг отменяет заказ. А я ещё не отметил прибытие. Пассажир не платит, время потрачено даром. Это просто психическая травма на весь оставшийся день. Шучу, конечно, но приятного мало.

А, иногда, бывает так: весь день прошёл классно, пассажиры — сплошь приятные люди, и вот под самый конец дня один человек возьмёт и всё испортит. Неадекват типа «вырви глаз». Нахамит, нагадит в душу.

Продолжим о хамстве клиентов. С какими наездами чаще всего приходится иметь дело?

Самая частая тема в моей практике: «Вы не туда приехали!»

Нервных людей сейчас всё больше и больше. Приходит такой в машину и начинает: «Вот я шёл-шёл, а вы не туда приехали...» А я здесь причём? Интернет так определил, что он ждёт меня вот здесь, у этой самой помойки. Я ему показываю: «Вот, мол, смотрите». А он: «Ничего не знаю, это ваш «Яндекс» виноват». И пошло-поехало. 

Водитель «Яндекс.Такси»: «Программа показала — подать сюда».

Другая тема — крупные купюры.

Из 10 поездок такое бывает раза 2. Расскажу реальный случай. Весь день шёл сплошной безнал. Налички с собой — рублей 150–300.

Садится девушка на Профсоюзной. Ехать ей от одной станции метро до другой, буквально 2 квартала. Приехали. Оплата — 129 рублей. Она даёт мне 5 тысяч.

Сразу всплывает куча нюансов: негде припарковаться, нет магазина, чтобы разменять, кругом камеры и перспектива штрафа.

Работа в «Яндекс.Такси». И как тут парковаться?
 

Предлагаю перевод на карту, а она: «Нет, не хочу, не могу». Пришлось ехать ещё квартал за разменом. Она потом требовала отвезти её обратно, но я не повёз.

Как в «Яндекс.Такси» организована система разрешения конфликтов между водителями и клиентами?

Не знаю подробно, как это организовано со стороны самого «Яндекса», так как конфликтов у меня было немного. Но пару раз в таких случаях мне давали промокод на несколько часов работы без процентов для «Яндекса».

Опять приведу реальный случай. Заказ поступил от бабули. Комментарий, куда точно подъехать, почему-то не загрузился. Я подъехал, куда было указано программой. Она пришла злая, ехать отказалась и ушла, хлопнув дверью. Написал в «Яндекс»: «Так и так. Бабуля неадекватная». Отменил поездку и попросил вернуть мне активность, потому что за отмену она снижается. Активность вернули и дали промокод на 2 часа беспроцентной езды. А как «Яндекс.Такси» разбирался с самой бабулей — я не знаю.

Приходилось ли тебе обращаться за помощью к сотрудникам полиции для разрешения конфликтов с клиентами?

Да, было такое. Самый последний конфликт, который я помню, связан с тремя парнями кавказской национальности, севшими в Строгино. Эти сразу повели себя ненормально: «Дай нам 50 рублей. Нам надо закупить то-то и то-то».

А я смотрю: поездка-то недальняя, да ещё и за наличку. Тут они уже и курить начали. Говорю: «В машине нельзя». Ноль внимания. И я понял: терять мне уже нечего. Поехал.

«Неадекватов возить вообще не стоит», — таксист-«психолог» из «Яндекс.Такси»
 

Вижу — впереди машина ДПС. Я к ним подъехал, вышел и говорю: «Ребята, у меня там трое неадекватов. Я не хочу с ними связываться. Мне моя жизнь дороже. Заберите их, пожалуйста». Их задержали для проверки документов, и я уехал.

Не знаю, может они были «укуренные», или ещё под чем-то. Ведь даже и не поняли, что я остановился у машины ДПС. А продолжения у этой истории не было. Мне никто не звонил.

А у тебя есть какие-то средства самообороны (пшикалка в глаза, бейсбольная бита или что-то ещё)?

У меня есть ключ от двери моей квартиры. И он такой большой, что, если его в ногу воткнуть, то от полученного «удовольствия» можно и обоссаться.

Это шутка, но в каждой шутке есть доля правды. А, если серьёзно, то ничего такого я не вожу.

Водитель «Яндекс.Такси»: «Таким ключом можно и отбиться!»
 

После дикой выходки фитнес-тренерши Даньковой московские таксисты устроили акцию с наклейками «Вези меня мразь!» Ты участвовал в ней? Твоё отношение ко всему этому?

Не участвовал. Мне вся история не известна, поэтому я объективно судить не могу. Что там было до этих съёмок? Может, там целый букет нюансов. К примеру, таксист не туда приехал, потому что не было интернета. И как он себя вёл вначале? А, может быть, и женщина была уже сразу заряжена на скандал. Этого же нет в ролике.

Про видео могу сказать только одно: водитель вёл себя адекватно, просто — «морда кирпичом». И это ему — плюс к карме.

У меня таких случаев не было. Я стараюсь всегда сразу сгладить: «Извините. Ну, бывает... Технические нюансы. Хотите — поехали, не хотите — не поедем».

Мне проще 2–3 слова извинительных сказать, чем накалять обстановку дальше.

А есть ещё такие типа «Яжемать», которые прикрываются детьми, просят скидки и так далее. Были у тебя такие?

Такие бывают. И сегодня одна уже была. Заказала обычное такси — тариф «Эконом». Я приехал, она вещи сложила, а потом и говорит: «Так, у меня ещё ребёнок». Я: «Стоп. Какой ребёнок? Сколько лет?». Она: «Да здесь ехать недалеко». А мне всё равно, сколько ехать.

Во-первых, это штраф. Во-вторых, я не подписывался возить чужих детей. Это совсем другая ответственность. У меня нет детского кресла, нет тарифа «Детский». Соответственно, я вообще не могу перевозить ребёнка.

И началось: «А как я отменю? У меня же по безналу. С меня же деньги спишутся». Пришлось вежливо объяснять: «Вы сэкономили 100 рублей, не взяв тариф «Детский» и сами виноваты. Отказывайтесь и всё». Я развернулся и уехал. Она отказалась. Мне возместили за подачу машины. Таких, кто экономит на тарифе «Детский», немного. В неделю попадается не больше двух.

Про общение с клиентами и навыки конфликтологии

Каков по твоему мнению типичный культурный уровень пассажиров (допустим, по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 — это «полное быдло», а 10 — «высший свет»)?

Те, кого я чаще всего вожу, на уровне где-то 7–8 баллов.

А как часто встречаются совсем матёрые быдланы?

Совсем уж такой был где-то месяц назад. Сразу было видно, что он конкретно датый. А по разговорам и сленгу — ещё и недавно отсидевший. Поездка 250 рублей — это минут 15–20.

А он: «Не, подожди, едем в Волоколамск». Я отказался. И пошло-поехало: «А чё ты не поедешь? Да я тебе заплачу. Да я тебе 5 косарей дам». Я вижу, что человек в неадеквате, и неизвестно ещё, за что он вообще сидел. Да, и не хотелось бы это выяснять. Без лишних разговоров довёз его до места и сказал: «До свидания!». Хорошо, хоть оплата была по безналу.

Я стараюсь с такими не связываться. Себе дороже может выйти. Поэтому старался ехать молча.

А он там сказки какие-то свои рассказывал с жаргоном соответствующим. И не каждое второе, а каждое первое слово — мат.

Если тебе попался разговорчивый клиент, легко ли поддерживать беседу, или предпочитаешь свести её к минимуму?

Смотря, какая тема. Иногда можно и пообщаться, если человек о чём-то спрашивает, или сам начинает разговор.

Я не навязываюсь и первым разговор не завожу.

В большинстве случаев — просто молчу.

Попадаются и отъявленные балаболы. Но они отлично болтают и сами с собой. Нужно просто поддакивать, им этого вполне хватает.

Если ты везёшь нескольких пассажиров, то каковы обычно темы их разговоров между собой?

Обычно молчат или говорят шёпотом о чём-то личном.

Я стараюсь не слушать, но иногда приходится, потому что и громко, и ехать далеко. К примеру, вот такой случай: вёз я как-то в Волоколамск трёх девушек явно «лёгкого поведения». Первые 40 минут они молчали, а потом их просто прорвало.

Ну, такого наслушался! Кто, куда, за сколько и как глубоко.

И, главное, им было без разницы: слышит их таксист или нет. Хотя, 40 минут им всё-таки потребовалось, чтобы забыть стыд и окончательно освоиться.

Звучит ли обычно в салоне музыка, и, если да, то что ты предпочитаешь слушать? Как реагируют на это клиенты?

Музыку обычно вообще не включаю. Очень редко — что-нибудь лёгкое и без слов. Инструментал какой-нибудь.

Иногда клиенты сами просят включить радио. В основном, либо «Монте-Карло», либо «Джаз ФМ». Я соглашаюсь. Нормальные радиостанции.

А если просят включить что-то своё через шнур, я тоже не против, когда это не совсем уж какой-нибудь «шлак». Рэп там, или песни с матом, или «Воровайки». В таких случаях прошу: «Давайте лучше без музыки. За день и так голова болит. Просто пожалейте меня». Относятся обычно с пониманием.

Как ты относишься к курению? Бывают ли просьбы клиентов закурить в салоне? Какова твоя обычная реакция?

Сам я и не курю, и не пью. Вообще. Даже по праздникам.

Покурить в салоне просят, но не часто. В основном, всякую электронную дрянь и, как правило, девушки. Конечно, отказываю. Принцип такой: «Нюхайте свои носки дома, а здесь не надо».

Такие просьбы вообще глупо выглядят. Когда ты ждёшь машину 5 минут, стоя на улице, можно не только покурить, но, при желании, и пообедать по-быстрому. Зачем это делать именно в машине, если ехать почти столько же? Это традиция такая, что ли? Я этого не понимаю.

Машина в «Яндекс.Такси» — чистота и порядок. Как можно здесь пить и курить?!
 

Часто ли приходится иметь дело с нетрезвыми клиентами? Каковы основные неудобства при их перевозке, и как ты с ними справляешься?

Редко, но бывает. В основном, летом и по пятницам.

Нетрезвость клиента — по умолчанию уже неудобство. А, как справляюсь… Если оплата наличкой — прошу расплатиться сразу. Пока человек вызывает и ждёт машину, он ещё в состоянии соображать. А пока мы доедем, он эту способность может утратить окончательно.

С безналом всё проще. Едешь аккуратно, без лихих загонов, чтобы, как говорится, не разболтать человечка.

Вот с перегаром люди бывают гораздо чаще. По выходным — так почти каждый первый.

Как часто случается, что клиент засыпает во время поездки? Каковы твои действия по прибытии на адрес?

Засыпают обычно пьяные. Самое лихое, что я запомнил: одного пришлось водой поливать. Ехали мы минут 40, куда-то в Балашиху. Летом. Приехали — он спит. Я его толкаю — бесполезно. Хорошо, что рядом магазин оказался. Зашёл, купил минералки. Залил ему за шиворот и говорю: «Приехали». Он очнулся: «О, классно! Спасибо!». И ушёл бодрым шагом.

А что делать, если клиент вдруг пожелает употребить спиртное? Сталкивался ли ты с этим?

Реагирую отрицательно. Это и запахи неприятные, и опасность разлива. Тогда весь день насмарку: машину чистить, всё сушить. Я вежливо отказываю, говорю: «Потерпите, пока едем. А там уж, как хотите».

Если клиент намерен расплатиться в конце поездки, а деньги у него дома, как ты поступишь?

Прошу оставить залог и предупреждаю, что жду не более 10 минут. Часто деньги находятся сразу.

А было так: клиент ушёл за деньгами, но не вернулся?

Было один раз. Ночью и на 300 рублей. Вся поездка — 600 рублей. А клиент говорит: «Вот у меня 300, и ещё 300 я сейчас принесу». Я был уже достаточно уставший и согласился. Ждал минут 15. Звоню — не берёт трубку. Плюнул и уехал, но урок этот усвоил.

Это к вопросу, почему я теперь не езжу после 23:00.

Часто ли клиенты оставляют вещи в салоне? Твои действия в этом случае?

Оставляют, но не часто. Я же всегда, когда клиент выходит, спрашиваю: «Всё ли забрали?»

И всё равно случается, что кто-то что-то забывает. Перчатки, шапки, ключи... Один раз я шапку возил целых 3 недели. Никто о ней так не вспомнил, и я оставил её в таксопарке. По-моему, она так и лежит там с прошлой зимы.

Вообще, всё забытое я отдаю в таксопарк, а они уже сами звонят очередному ротозею. И человек хочет приезжает, а не хочет — не приезжает. Смотря, какая вещь.

Про женщин за рулём, маршрутчиков, дураков и дороги

Кто же всё-таки по твоему мнению более неадекватен на дорогах: мужики или женщины?

Пол здесь роли не играет.

Как-то пришлось мне быть пассажиром, а за рулём такси была девушка. И она так аккуратно вела, что ехать с ней было одно сплошное удовольствие. Поэтому всё зависит от самого человека и от его мастерства, как водителя.

Водитель «Яндекс.Такси» о коллегах: «Пол здесь роли не играет»
 

Твоё отношение к водителям маршруток? Случались ли конфликты с ними?

Нет, конфликтов не случалось. А отношение такое: лучше пропускать их вперёд.

Они ведь такие же наглые, как их собратья-автобусники. Те поворачивают или с остановки выезжают, даже не глядя по сторонам. А кто там слева, хоть танк — начхать. И маршрутчики такие же.

Водитель «Яндекс.Такси»: «С маршрутчиками лучше не связываться»

Всем известны наши проблемы с «дураками и дорогами». Но что больше всего напрягает лично тебя?

Дураки. В Москве дороги нормальные.

Водитель «Яндекс.Такси»: «В Москве дороги нормальные»
 

Про везение и невезение

Сталкивался ли ты на работе со случаями явного везения? Расскажи о них?

Это или хороший «чай», или поездка в какой-нибудь «Зажопинск» — туда с пассажиром и обратно тоже.

Едешь куда-нибудь за МКАД, отвёз человека и тебе сразу «падает» новый заказ. Здесь важно видеть вторую точку. И вот ты видишь, что это Москва, и берёшь заказ. Ты за 1000 «рэ» съездил туда и за 1000 едешь обратно. Такое у меня и случалось. Плохо тем, у кого низкая активность, и вторая точка не видна. Тогда запросто можно заехать куда-нибудь в деревню и крутить там по 50 рублей за поездку.

А максимальные чаевые были у меня в 1000 рублей. Оставила девушка, опаздывающая в аэропорт. Поездка была на 500 рублей, а она даёт мне 1000. Я говорю: «Сейчас я вам сдачу найду». Она: «Не надо». И что-то там в сумке ищет. Протягивает ещё 500. Я хочу вернуть ей 1000, а она: «Нет, нет. Пусть будет вам». И убежала.

Расскажи о самом неприятном дне твоей карьеры таксиста.

Самый неприятный день — когда были пробиты сразу два колеса.

 Водитель «Яндекс.Такси»: «Эти два колеса и подвели»

И погода тогда была просто мерзкая: холодно и дождь со снегом. Сначала пробил одно. А шиномонтажки рядом нет. Пришлось менять самому. Извозился в грязи по колено.

Поехал и буквально тут же пробил второе. Хорошо, хоть запаску отремонтировал сразу. Но опять пришлось лезть в грязь. Вот это было просто очень «классно»!

Про то, как коронавирус ударил по таксистам

Нельзя обойти стороной и последние события. Как из-за пандемии коронавируса изменилось количество заказов?

Сократилось раза в два. Это точно. И если до этого я в день накатывал, в среднем, до 4000, то сейчас 2000 — это уже хорошо.

Не снизил ли «Яндекс.Такси» тарифы на поездки из-за боязни оттока пассажиров в сторону общественного транспорта?

Нет тарифы не снизились. Снижена была только минималка, которую получает водитель. Сейчас по Москве минимум — 150 рублей за поездку. Раньше было 200.

Есть и другие последствия.

«Яндекс.Такси» и коронавирус. Бонусов теперь нет

Ещё недавно были приятные бонусы — повышенные тарифы, доплаты утром или вечером. Либо в пятницу вечером в городе появлялись специальные зоны, выделенные фиолетовым цветом. И каждый заказ в этой зоне, к примеру, стоил 400 рублей. Даже если человек поедет всего 2 минуты. Ему, конечно, это будет стоить 100 рублей, а всё остальное за вычетом процентов доплатит «Яндекс». Теперь эти бонусы пропали. Я думаю, что коронавирус в этом тоже виноват.

Дал ли «Яндекс.Такси» водителям какие-то особенные рекомендации или инструкции по действиям в сложившихся условиях?

Инструкции простые: проветривать, протирать. Мне, например, машину в таксопарке обрабатывают.

Я всегда за безопасность. Поэтому стараюсь. На переднее сидение, рядом с собой, никого на сажаю. Только назад. Если кто-то лезет вперёд, я говорю: «Ну, зачем? Сейчас же канитель с этим коронавирусом. Сядьте назад, там сидение отодвинуто, много места и удобней». В основном, все соглашаются.

После каждого пассажира проветриваю салон. Раз в три часа — протирка руля, ручек, задних сидений. Если оплата наличными, то у меня есть антибактериальные салфетки для рук. А вот маску не ношу. Не найти днём с огнём.

«Яндекс.Такси» и коронавирус. Протирать и проветривать!
 

Заболеть, конечно, страшно. Но что же делать? Нужно работать.

Хотя и стараюсь ездить поменьше, без особого фанатизма.

А как изменилось поведение клиентов?

Попадаются и совсем отшибленные. Садятся чуть ли не с пакетом на башке. Была на прошлой неделе тётенька одна. На ней: маска, очки (пластиковые такие, с дырками по краям), белый комбинезон, перчатки. Села, попшикала всё вокруг себя, тщательно протёрла. Я говорю: «Я протирал». Она: «Я ещё раз протру».

Таких немного, но они есть. А есть и сплошные пофигисты: ну, заболею, так заболею.

Какие проблемы возникают из-за требования о нахождении в автомобиле не более двух человек?

Если честно, то сейчас все почему-то поодиночке ездят. А так, чтобы толпой кто-то сел, такого нет вообще. И такая ситуация уже давно, начиная с марта. Наверное, так в головах у людей сложилось, что одному всё-таки безопасней. Может это миф, а может и нет.

Сейчас появилась услуга доставки. Берёшь ли ты её? Выгодно или невыгодно? Там больше тариф или меньше? Что обычно приходится доставлять?

Мне кажется, что тариф чуть-чуть больше. И важное удобство в том, что ты никого не везёшь. Приехал — погрузили — уехал. Доставил — отдал. Нет проблем.

Есть ещё услуга «От двери до двери», но я стараюсь такие заказы не брать. Во-первых, проблема парковки. Камеры, штрафы... Во-вторых, чем меньше контактов, тем лучше. А кто там сидит в этой квартире? И от чего он там сидит и выйти не может? Лучше и не знать, и не ходить.

Доставляю, в основном, какие-то пакеты. С продуктами магазинными, вещами, документами. А вот из ресторанов доставлять пока ничего не приходилось.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9903
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9761
Стилист Юлия Макушева
Интервью со стилистом Юлией Макушевой

Первое интервью — считай, что мастер-класс! Опытный стилист-имиджмейкер Юлия Макушева рассказывает, как подбирать гардероб в 2020 году, можно ли одеться стильно за 15 тысяч рублей. О стиле, меняющем судьбы. Как, наконец, выйти замуж и построить карьеру. Кому можно надеть рубашку в зебру с полосатыми брюками и не выглядеть клоуном. За что бывает стыдно стилисту. И самое главное — как российскому мужчине выглядеть стильно, даже если пояс перетягивает пузико.

Циля Зейман|25.02.20 9618
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.