Про первую картину, зарплату и сексизм
Про хейтеров, сухую кожу и крокодилов на танго
Про конкуренцию, современное искусство и Папу Римского
Про странного клиента, планы и мастерскую
Про первую картину, зарплату и сексизм
Как ты стала художником?
Я не планировала становиться художником. Я училась в школе сомелье, и, хотя не сдала экзамены, работала с вином, пока не поругалась со своим бизнес-партнёром. Чтобы не сидеть дома в депрессии, решила, что нужно найти себе повод выходить на улицу, и пошла на уроки живописи к одной знакомой даме.
Первую картину я продала года три назад. У меня не было никакого плана по монетизации. Я просто надеялась выйти из этого угнетающего состояния.
Я думала: «Сейчас я нарисую картинки и подарю своим друзьям и родственникам на Новый год». Просто совсем без подарка как-то стыдно.
Среди моих знакомых-художниц никто наравне со мной не зарабатывает. В основном все пытаются продать акварельные иллюстрации. У меня же выстрелила масляная живопись.
Расскажи, почему решила рисовать именно Пепе?
Три года назад я доросла до первой работы маслом. Я искала что-то проще, чем человеческая голова, поскольку копировать её сложно. И я дала плоскому Пепе объём.
Моя первая работа маслом — портрет Филиппа Второго.
Я продолжила рисовать Пепе, и однажды, через день после выборов Трампа, в онлайн-магазине Etsy у меня купили все работы. Поначалу я подумала, что это какая-то ошибка, но после проверки всё подтвердилось. Теперь я более известна, как Пепелянджело.
Задумывалась над проблемой авторского права на Пепе?
Авторские права у Мэтта Фьюри. Недавно ко мне поступило предложение от одного крупного российского издательства сделать артбук. Мне удалось дописаться до людей, занимающихся авторскими правами на Пепе. Но они мне отказали.
В издательстве менеджер озвучила способ обойти авторское право. Но я ответила, что не хочу рисковать, и отказалась.
Я не тех масштабов рыба, чтобы на меня тратить своё время. Будет сложно доказать, что это Пепе, поскольку он всё же изменён на картинах. Мэтт Фьюри в первую очередь судится с теми, кто продаёт оригинального Пепе на кепках и футболках.
Судиться со мной невыгодно — я просто маленькая девочка из России, которая немного зарабатывает на картинах. Мне кажется, что это на их имидже негативно скажется.
Живопись — это ручной труд, на который я трачу своё время. По сути, это моё изображение, и я уверена, что потратила больше времени и труда, чтобы нарисовать своих лягушек, чем Мэтт Фьюри — нарисовать свою. Его персонаж не только живёт в интернете, но и столько раз переродился, что к авторам никакого отношения уже не имеет.
Сколько ты зарабатываешь?
У меня хорошая питерская зарплата. Вот прямо хорошая.
Сколько в среднем стоят твои картины?
В России в основном покупают принты на холсте. Например, принт 30х40 стоит 2 000 рублей без доставки. Я печатаю этот принт, делаю мазки краской, чтобы он выглядел реалистичнее, и покрываю лаком.
Зарубежные клиенты принты не покупают, поскольку доставка выйдет дороже самого принта. Но у них есть возможность скачать цифровое изображение за 18$ и распечатать самостоятельно.
Оригинальные картины стоят от 250$.
На чём ещё зарабатываешь, кроме картин?
Мои друзья уговорили меня начать стримить на Twitch. Долгое время у меня вообще не было компьютера. Я не люблю всякие задротские дела не потому, что их презираю. Просто в моей жизни этого было слишком много. В какой-то момент я устала и перестала за этим следить. Материальный мир мне нравится больше виртуального.
Я попробовала и отбила затраты на камеру и микрофон. Но это не какие-то огромные деньги. Я готовлюсь к стриму, покупаю вино и гастрономическое сопровождение, рассказываю зрителям о том, что мы сегодня пьём и едим. Я готовлюсь к своим стримам, чтобы было интересно. Покупаю заколочки, помады и прочую хрень, поэтому по затратам практически выхожу в ноль.
Почему среди художников так много девочек?
Да, у нас действительно в учебных заведениях полно девочек. Недавно обсуждала со своей знакомой, которая учится в «Мухе» (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — прим. редактора), что все преподы — мужики. И девочек в художественных заведениях не любят. Им прямым текстом говорят: «Вам нечего тут делать! Вы пойдёте рожать».
Многие мои знакомые художницы жалуются, что в учебных заведениях их откровенно чморят, называют курицами и прочее. В художественных вузах жуткий сексизм.
Когда ты сталкиваешься с таким отношением, у тебя пропадает желание оставаться в вузе. А к мальчикам отношение иное, поэтому они становятся преподавателями. Круг притеснений замыкается, и всё начинается заново.
Мальчиков чаще отдают в спорт, тогда как девочек на ИЗО, музыку или балет. Мальчики чаще бросают искусство, типа «рисовать — это по-пидорски, а в художке сидят одни девки».
Почему люди поступают в художественные вузы, несмотря на то, что художественность в них там убивают?
А почему есть профессиональные спортсмены, которые получают травмы? Ведь можно не получать травмы. Всё потому, что тебя в 4 года отдали в спортивную школу. Ты хорошо в ней учился, а по остальным предметам получал плохие оценки. Когда пришло время выбрать свой дальнейший путь, ты думаешь: «На кой хрен мне становиться химиком, если я всю жизнь занимаюсь спортом?».
Отдали тебя в детскую художку, где хорошо дрючили. И куда ты дальше пойдёшь — на инженера? На врача? Нет, твоя судьба уже решена.
На самом деле наши студенты на фоне каких-нибудь итальянских очень хороши.
Если ты отучился в «Репинке» (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — прим. редактора) на тройки, то во всём остальном мире будешь зайчик, котёнок и везде на первых местах. Другое дело — останется у тебя запал или ты уже внутри сойдёшь с ума?
А на дипломе ты рисуешь то, что удовлетворит комиссию, а не кого-то там из интернета.
Великий итальянский режиссёр Лукино Висконти считал, что красота произрастает из сора. Своего фаворита Хельмута Бергера он просто встретил на улице и превратил в гениального актёра. А ты как считаешь — нужно ли официальное образование художнику?
Художнику образование нужно. Каждый год я думаю: «А не поступить ли мне?». И даже начинаю готовиться к экзаменам. Другое дело, что у меня проблемы с субординацией. Я училась в двух вузах, но из обоих ушла.
Я не могу делать формальные бессмысленные вещи, поскольку это противоречит моей природе. Мне очень сложно проявлять уважение на пустом месте.
Тем не менее я считаю, что образование необходимо. Я не верю в онлайн-курсы, поскольку некоторые вещи проще взять и показать лично.
Я бы советовала людям, которые хотят стать художниками, найти хорошего частного преподавателя, который не будет навязывать своё, а постарается разглядеть и развить ваш потенциал.
Моя преподавательница сказала: «Тебе вообще нельзя идти в вузы. Максимум из тебя сделают средненького художника, а у тебя есть свои закидоны, которые очень важно не потерять».
Про хейтеров, сухую кожу и крокодилов на танго
Ты считаешь, что у тебя было бы меньше продаж, не будь ты такой няшей?
Я себя красавицей-раскрасавицей не считаю, и не могу сказать, что моя внешность мне сильно помогает.
Иногда в интернете пишут: «Ты уродливая. Ты страшная. Ты жирная. Ты слишком худая. У тебя слишком большие обвисшие сиськи. У тебя нет сисек. Чего ты тут вообще запостила?». А это даже не я запостила! Люди не понимают, что критикуют живого человека, а не выдуманного персонажа.
Когда в сети появилось моё первое фото с картиной, меня сильно чморили. Сейчас я поняла, что такое разжигание можно использовать в продвижении, и решила этим воспользоваться.
Я не очень люблю показывать свои фотографии. Если бы я подписалась на какого-то художника, мне не было бы интересно, как у него дела и как он выглядит.
Но рынок решил всё за меня — нужно писать личные посты, нужно показывать фотографии себя. Поэтому я решила больше следить за своей внешностью. Пошла к хорошему парикмахеру, купила косметику, которой раньше почти не пользовалась.
Если ты не можешь что-то предотвратить — возглавь это.
Сколько времени уходит на одну картину?
Картины разного размера. Техника написания тоже разная. Кроме того, многое зависит от моего состояния — не болею ли я, не хочу ли спать.
Раньше, ввиду отсутствия опыта, я писала их дольше. Когда заказывают копию моей картины, я рисую её быстрее. В любом случае это занимает не менее 8 часов.
Ты заставляешь себя работать в каком-то графике, или у художника всё спонтанно, и после недельного застоя ты можешь рисовать сутки?
Есть зависимость от количества заказов и от настроения.
Рисовать — не дрова рубить.
Живопись — это интеллектуальный и физический труд. Я бы сравнила это с решением уравнений. Ну сколько ты можешь уравнения решать? Часа четыре. На пятый час у тебя уже шарики за ролики.
А тут ты сидишь в неудобной позе, у тебя куча пачкающихся штук. Холсты нужно натягивать и грунтовать. Это не такая работа, когда ты за комп сел и работаешь. Тут нужно много шевелиться.
Раньше меня это сильно увлекало. Я сажусь за мольберт, потом выхожу, а за окном темно. И я понимаю, что сейчас просто обоссусь. Забывала, что мне банально нужно ходить в туалет.
Сейчас я сажусь часа на два и делаю перерывы для упражнений, поскольку сильно болит спина.
Стараюсь проснуться раньше, погулять с собакой и сесть за работу. Но встаю очень поздно из-за разницы в часовых поясах с моими клиентами. Я сажусь работать около четырёх и работаю до девяти — десяти. Могу неделю вообще не работать. Мне сложно рисовать более четырёх дней подряд, поэтому я устраиваю себе выходные.
Каким профессиональным болезням подвержены художники?
У меня сильно упало зрение — на две единицы за два года. Начались проблемы с шеей и поясницей, поэтому приходится заниматься спортом и ходить на массаж.
Я работаю не очень аккуратно, поэтому мои одежда, руки и ноги всегда в краске, которую сперва нужно отмыть маслом, затем какой-нибудь жёсткой мочалкой. Когда ты постоянно работаешь с краской и растворителями, ты часто моешь руки. Я люблю порисовать пальцами, поэтому кожа сильно сохнет.
Из-за того, что основной костяк клиентов за рубежом, приходится нарушать режим сна и отдыха, это тоже сказывается на здоровье.
Сколько уходит на расходные материалы в месяц?
Мне сложно точно посчитать, поскольку я не покупаю какой-то определённый набор каждый месяц. Например, закончилась у меня лимонно-жёлтая краска — пошла и купила.
У меня много кисточек уходит, поскольку я плохо за ними ухаживаю. На одни только кисти могу потратить 7 тысяч рублей в месяц, если у меня какая-то суперактивная работа.
А иногда думаешь про себя: «Блин! Что я за сволочь! За кистями не ухаживаю». Берёшь и не покупаешь месяца три. Короче, в среднем тысяч 5 в месяц уходит.
На что ещё тратишь деньги? Чем ты занимаешься, кроме живописи?
Сейчас я сильно потратилась на переезд. Много мебели ещё нужно докупить. Вообще, мне нравится возиться со своим домом.
Я люблю делать заготовки и собирать грибы. У меня есть книга про грибы, есть много разных корзинок. Могу собирать их даже в декабре, поскольку есть и зимние виды.
Люблю сходить в бар, особенно с живой музыкой. Хожу на массаж. Периодически хожу к разным репетиторам: по рисунку, живописи, скульптуре, фортепиано. До этого я вообще 10 лет занималась фортепиано в музыкальной школе. Лет пять хожу к психоаналитику.
Также я хожу на всякие маникюры-педикюры. Мои ногти очень тонкие, и краска въедается между слоёв. Я не хочу, чтобы они выглядели так, будто я ковыряюсь в земле.
Много времени провожу со своей собакой. Иногда занимаюсь с кинологом, хотя это старый глухой мопс.
У меня есть младший брат, с которым мы иногда приглашаем гостей и устраиваем посиделки. Я обожаю готовить. Вялю мясо. Недавно по банкам закатала грибной соус.
Очень люблю танцы. Раньше я ходила на танго, но сейчас бросила. В танго есть большая проблема — очень некрасивые мужчины.
Ты покупаешь себе профессиональные туфли за 10 тысяч. Наряжаешься, красишься, тратишь деньги на причёску и занятия. Платишь за вход на милонгу, а там какие-то крокодилы вонючие.
Когда я не в отношениях, я ставлю себе Tinder и могу каждый день ходить на свидания. Обычно они заключаются в том, что я предлагаю вместе погулять с моей собакой (смеётся).
Свидания — это отличный способ познакомиться с новыми людьми. Теперь у меня много друганов, которые и с собакой могут посидеть, если я в отъезде, и лекарства в случае чего привезти.
Недавно начала играть в покер.
Про конкуренцию, современное искусство и Папу Римского
Как борешься с конкуренцией? Или у тебя её нет?
Есть люди, которые копируют мои картины. Обычно они делают это для себя, а потом присылают мне в личку: «Смотри! У меня не хватило денег на твою картину, но я её скопировал!».
Что в искусстве актуально сегодня? Не кажется ли тебе, что всё вторично?
Я живу в своём манямирке, поэтому даже не в курсе, что там в сфере искусства происходит. Когда мне говорят: «Ой, пойдём в музей, я прочитал книгу по искусству», я честно отвечаю: «Мне достаточно своей работы, мне не нужны никакие музеи». Если я иду в музей, то смотрю, как сделано. Я не испытываю такого восхищения, как те, кто живописью увлекается.
Я считаю, что чтение биографий художников — это самая бесполезная вещь на свете. Если вы хотите понять живопись, почитайте лучше что-нибудь по реставрации.
Сейчас неважно, как ты рисуешь. Сейчас важно, как это освещается. Ты не можешь нарисовать цветы в вазе и стать известным художником. Если ты рисуешь портрет своего друга, то должен поспекулировать — нимб ему пририсовать или сигарету в жопе.
Говорить, что искусство сейчас вторично — это бред. Обернитесь на тысячу лет назад, и оно окажется вторично относительно античной мифологии, христианства, иудаизма. Сейчас говорят — постмодернизм, никто своего ничего не придумывает. Извините, а тысячу лет назад кто-то придумывал?
Да, есть акционизм. Но перформансы сильно не продашь. Можешь грант получить в Германии, но он же у тебя кончится.
Проблемы учебных заведений в том, что преподают люди, которым по 80 лет. Им в своё время тоже преподавали люди, которым по 80 лет. И все они живут в своего рода теплице, рисуют заезженные сюжеты, типа «Пионеры играют в футбол». Или «Блокада». Или «Цирк».
Если ты не подчиняешься внутренним правилам и берёшь ненормальные темы, то тебя не будут любить и надолго ты в вузе не задержишься.
Относишь ли ты свои картины к искусству?
Некоторые — да, некоторые — нет. У меня сложный внутренний диалог на эту тему. С одной стороны, я испытываю стыд за то, что так много людей всю жизнь трудятся и работают над собой, а я на их фоне технически очень проигрываю. С другой стороны, это же не мои проблемы, правильно?
По мере сил и времени я стараюсь заниматься. Но поскольку я занята реальными заказами, позаниматься удаётся редко. В моей работе сам процесс рисования занимает не более 30% времени. Остальное — оформить документы, упаковать картину, ответить клиенту, обновить сайт и т. п.
Недостаточно просто уметь рисовать, чтобы в наше время быть художником. Хорошо, когда ты в XVII веке, у тебя заказчик Папа Римский. Он тебе дал денег, и ты сидишь рисуешь. Больше такого не будет.
А что для тебя искусство?
Что такое искусство — это вопрос бесконечный. У меня такая версия: если тебя от чего-то прёт, то это искусство.
Должен оставаться момент магического, религиозного, эзотерического. Иногда я смотрю на свои картинки — и прямо прикольно, класс. А иногда смотрю и думаю: «Ну и слава богу, что доделала».
Про странного клиента, планы и мастерскую
Расскажи о самых странных покупателях твоих картин.
У меня был покупатель, который заказал и оплатил картину. Я её сделала, скидываю ему фото, спрашиваю: «Ну как?» Он говорит: «Очень хорошо». Я говорю: «Пиши тогда адрес, куда высылать». Он отвечает: «Очень классная картина. Мне понравилась». И перестал мне отвечать.
У меня просили картины с Пепе, который в душе убивает ножом Хиллари Клинтон, но я это рисовать отказалась.
Ты рисуешь оригинальные сюжеты с Пепе или только копии известных картин?
Оригинальных сюжетов полно — всё зависит от фантазии заказчика. Один, например, заказал Пепе, который ест мороженое в розовой каске и розовом дождевике.
Думала ли ты рисовать ещё каких-то других персонажей?
Рисовала сову для 2x2. Ещё рисовала своего мопса, которого взяла через фонд помощи мопсам. Они устраивали благотворительный аукцион, для которого я им его и нарисовала.
У меня есть постоянный клиент, который просто прислал мне деньги и сказал: «Рисуй, что хочешь. Ты, наверное, уже устала рисовать своих жаб». Для него я буду делать натюрморт с сырым мясом.
Что будешь делать, если картины прекратят покупать?
Можно перестать рисовать жаб и начать рисовать что-то другое. Я очень люблю работать с натурой, хотя и делаю это крайне редко.
Сейчас я отучилась на курсах режиссуры. Мне очень нравится придумывать истории, работать на площадке, с актёрами. Возможно, я пилила бы и продюсировала какие-нибудь видосы.
Но скорее всего, я бы старалась оставаться художником, поскольку мне нравится баланс между временем, которое проводишь наедине с собой и с людьми.
Возможно, я бы вернулась в общепит организатором. Люблю устраивать вечеринки и придумывать, как на 5 тысяч рублей накормить 25 тысяч человек.
Хотелось бы иметь бизнес, который требовал бы не очень много моего участия. Например, пошив белья. Чтобы выполнять только художественную часть, а рутину передавать наёмным сотрудникам.
Расскажи о своей мастерской. С какими проблемами сталкивалась при обустройстве?
Проблема в том, что мне жалко выкидывать вещи, которые могут пригодиться. Например, мне нужно много картона. Палитры я не покупаю. Просто обматываю картон скотчем и выбрасываю, когда он становится грязным. У меня дома куча картонных коробок. Каждый раз, когда я вижу коробку, я думаю о том, чтобы её порезать.
Баночки маленькие из-под соусов собираю. У меня три сумки этих баночек. Или знаешь, такие формы от шоколадных конфет, в которых очень удобно разводить темперу. Собираешь такую фигню, и она занимает много места.
Я собираю всякие интересные вазочки, потому что думаю: «Поставлю натюрморт. Не себе, так кому-нибудь». Учитывая мою кинотеатральную направленность, я собираю всякую странную одежду, которая потом может пригодиться для моих творческих приколов.
Бесят подрамники. Их очень много. Ими забиты две кладовки и мастерская. И всё равно попадается заказчик, который хочет себе какой-то эксклюзивный размер. И ты заказываешь себе ещё один грёбаный подрамник.
Иногда я ставлю свежие мокрые картины к стене, чтобы на мольберт поставить что-то новое, и подсвечиваю прожектором. Картина чуть быстрее сохнет, почти как на жарком итальянском солнце.
И моя собака садится под прожектор прямо жопой в картину. У собаки цветной хвост и цветная жопа, а картина вся смазана. И это было не один, не два и не пять раз. Такое происходит часто.
Я когда холсты грунтую и проклеиваю, они должны лежать, а не стоять. Моя кошка очень любит на них посидеть. Холст провисает, и его приходится перенатягивать.
Если присмотреться, то под слоями краски можно разглядеть кошачью и собачью шерсть, которая постоянно прилипает. Избавиться от этого нереально.
Про Гонконг, тыкву и свидание с философом
Знаешь ли ты, что изображение Пепе используют в нацистской среде?
На самом деле всё гораздо сложнее. В Гонконге это символ протеста против Китая.
В США пиарщики Трампа взяли его на вооружение. Кто-то утверждает, что Пепе далёк от политики. Но одно время на Facebook даже банили за посты с Пепе.
Какой контингент покупает твои картины?
Россия — в последнюю очередь.
В России людям не до живописи. Покупают в США, Швеции, Швейцарии, Германии, Канаде, Австралии, Гонконге, Таиланде, Великобритании, Италии, Франции, Греции.
Не покупали, пожалуй, только Африка и Латинская Америка.
Большая часть покупателей — мужчины от 25 до 45 лет.
Было ли со стороны друзей и близких несерьёзное отношение к твоему увлечению?
Когда я начала продаваться, все за меня радовались. А только вышла на хороший уровень, у родителей все вопросы отпали, одно одобрение. У меня вообще с родителями так — или вы меня одобряете, или я не беру трубку.
Бывают ли у тебя неудачные работы?
Бывает, что какую-то работу я считаю неудачной, а она внезапно всем нравится, и у меня заказывают кучу копий. Бывает и наоборот: мне работа очень нравится, а её не покупают вовсе.
Бывает, что еду в деревню, а там тыква красивая стоит. Думаю: «Нарисую-ка я тыкву!» И трахаюсь с этой тыквой полгода, а она всё равно как кусок говна выглядит.
Занятие живописью как-то сказывается на психике?
Я бы сказала, что да. Когда ты много этим занимаешься, начинаешь обращать внимание на форму, текстуру, на то, как падает свет. Когда смотришь на будничные вещи, пытаешься понять, как они устроены.
Мне говорят: «Оля, почему ты не занимаешься йогой? Почему ты не медитируешь?» Я думаю: «Тупые люди. Живопись — это и есть медитация. Я медитирую больше, чем все вы вместе взятые».
Если я долго не рисую, начинаю нервничать. Есть такая теория: если мы не используем наш творческий потенциал, то он внутри нас накапливается и начинает отравлять. Занятие искусством освобождает нас от этого яда.
Планируешь ли обзавестись семьёй?
Я была замужем, но мы разошлись, и сейчас хорошо дружим. Мне кажется, что большинство соотечественников мужского пола потенциально не очень хорошие отцы.
Я вообще не знаю ни одного россиянина, который был бы настолько же включён в своего ребёнка, как мать. Который знает, где лежат колготки, какие колготки в стирке, когда платить за музыкалку. Не просто раз в неделю сходить на рыбалку, а когда отец реально в курсе всей текучки своего ребёнка.
Мне бы не хотелось, как большинство матерей в России, тянуть на себе всю ответственность за ребёнка, параллельно думать, что всем пожрать. Ещё желательно работать и быть секси-фрау. А если ты что-то из этого не делаешь, то ты проиграла.
Хотела бы выйти за художника?
Если это художник, у которого алкоголизм и шило в жопе, нет. А если это человек, который любит трудиться, знает, что и как, а также у него нет проблем с продажами, то возможно.
У меня сосед занимался скульптурой. Мы как соседи отлично общались. Ставили ноут, включали лекцию или кино, и каждый делал свои заказы. Это было прямо кайфово. Но у человека были большие проблемы с алкоголем.
Я не смогла бы иметь длительные отношения с наёмным работником. Когда у человека 5-дневка со своей корпоративной жизнью, командировки и прочее. Возможно, я просто не люблю подчинённых. Люблю, когда человек сам за всё отвечает, а не выслуживается перед начальством.
Если твои дети начнут рисовать, как к этому отнесёшься?
Я не считаю, что рисовать — это что-то дурное. Рисование — это реальный навык в отличие от экономики, политологии, менеджмента, филологии, социологии или философии.
У меня были свидания со студентами философского факультета. Я спрашиваю: «Ну, что ты умеешь?» Он такой: «Ну, я вот это прочитал». Я говорю: «Окей, но это же не твои мысли! Может, ты что-нибудь хотя бы написал?»
Сантехник и художник в некотором смысле очень близки, поскольку обладают реальным навыком. У тебя можно отобрать штаны, кровать или квартиру, но не умение рисовать.
Про фото ступней, обоссанные стены и простецкий суп
У тебя был опыт бартера?
У меня есть оператор, с которым я работаю по творческим проектам, который, как и любой человек, иногда хочет жрать. Но у меня нет денег, чтобы ему заплатить, и я говорю: «Денис, давай я нарисую тебе Пикачу с хуем наперевес, а ты мне снимешь проект для моего друга?». А он отвечает: «Да, базара ноль, давай!»
Вот мне сейчас нужна мебель. Поэтому если мне предложат какие-то стулья или столы в обмен на картины, то я соглашусь.
Получала неадекватные предложения на стримах или в жизни?
Ну, показать сиськи на стримах — это, наверное, не считается. Иногда мне пишут с разных концов земного шара с просьбой прислать фото моих ступней. Пока у меня покупают картины, фото частей тела я не продаю (смеётся).
Ты получала когда-нибудь реальную критику глаза в глаза на свои работы?
Бывает, что ко мне в гости приходят люди с художественным образованием, но они всегда очень тактичны: «Слушай, хочешь скажу, что у тебя вот тут не так». Я говорю: «Давай, конечно». Очень часто это замечания по делу, и я спокойно к этому отношусь.
Согласилась бы стать содержанкой обеспеченного мужа и вовсе не работать?
Никогда! Я — это и есть моя работа. Даже если у меня будет возможность не работать, я не смогу сидеть без дела. Моя работа — это кайф, это моя самоидентификация.
Какие навыки нужны художнику, чтобы не помереть с голоду?
У каждого художника своя копилочка впечатлений. Мокрое пятно на стене или прекрасная оперная постановка — неважно. Ты должен уметь собирать эти впечатления, чтобы впоследствии использовать.
Важно знать английский, поскольку на русскоязычной аудитории не заработать. Также важно чувствовать тренды и понимать, что происходит в интернете. Ты должен быть чем-то большим, чем просто пользователь одноклассников.
Важно любить других людей и то, что ты делаешь. Люби искусство в себе, а не себя в искусстве.
Есть люди такого типа: «Привет! Я художник, поэтому у меня такие штаны подобраны, поэтому у меня такие волосы. А вот моё селфи на фоне обоссанных стен». Я считаю, что за художника должно говорить его творчество, а не его штаны.
У тебя были периоды в жизни до раскрутки, когда ты откровенно побиралась, питаясь дошираком и портвейном?
Я из очень небогатой семьи из города Ковров Владимирской области. Родители перестали содержать меня лет в 17. Я работала на кассе в «Ароматном мире». Ты носишь синтетическую униформу, моешь полы, разгружаешь бутылки. Я получала 19 тысяч рублей, за 14 снимала комнату. Иногда бывало, что я просто не могла уехать на работу, поскольку не хватало три рубля на проезд.
Был период, когда у меня не было ни работы, ни жилья, и я месяц жила то у одного человека, то у другого. Иногда перебивалась подработками. Некоторое время я в Коврове работала журналистом за 7 тысяч рублей в месяц. Как-то праздновала Новый год в одиночестве. У меня не было еды, но была одна бутылка шампанского, которую мне подарили на корпоративе.
Даже сейчас у меня не всегда стабильный заработок. Недавно варила простецкий суп из капусты, картошки и сушёных грибов, поскольку на руках у меня осталось 300 рублей, а деньги от заказов я смогу вывести только через неделю.
Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.