Интервью с художником Ольгой Вишневской
Томас Форсберг|27.07.20 8093
Сколько зарабатывает современный художник? Что делать, если в свежую картину жопой села твоя собака? Нужно ли шарить в мемах и почему в творческих вузах царит сексизм?

Про первую картину, зарплату и сексизм

Как ты стала художником?

Я не планировала становиться художником. Я училась в школе сомелье, и, хотя не сдала экзамены, работала с вином, пока не поругалась со своим бизнес-партнёром. Чтобы не сидеть дома в депрессии, решила, что нужно найти себе повод выходить на улицу, и пошла на уроки живописи к одной знакомой даме.

Копия картины Генри Фюзели «Ночной кошмар» с Пепе

Первую картину я продала года три назад. У меня не было никакого плана по монетизации. Я просто надеялась выйти из этого угнетающего состояния.

Я думала: «Сейчас я нарисую картинки и подарю своим друзьям и родственникам на Новый год». Просто совсем без подарка как-то стыдно.

Среди моих знакомых-художниц никто наравне со мной не зарабатывает. В основном все пытаются продать акварельные иллюстрации. У меня же выстрелила масляная живопись.

Расскажи, почему решила рисовать именно Пепе?

Три года назад я доросла до первой работы маслом. Я искала что-то проще, чем человеческая голова, поскольку копировать её сложно. И я дала плоскому Пепе объём.

Моя первая работа маслом — портрет Филиппа Второго.

Портрет короля Испании Филиппа Второго с Пепе

Я продолжила рисовать Пепе, и однажды, через день после выборов Трампа, в онлайн-магазине Etsy у меня купили все работы. Поначалу я подумала, что это какая-то ошибка, но после проверки всё подтвердилось. Теперь я более известна, как Пепелянджело. 

Копия картины Эммануэля Лойце «Переправа армии Джорджа Вашингтона через реку Делавэр» с Пепе

Задумывалась над проблемой авторского права на Пепе?

Авторские права у Мэтта Фьюри. Недавно ко мне поступило предложение от одного крупного российского издательства сделать артбук. Мне удалось дописаться до людей, занимающихся авторскими правами на Пепе. Но они мне отказали.

«Пепе верхом на Тирексе» кисти Ольги Вишневской

В издательстве менеджер озвучила способ обойти авторское право. Но я ответила, что не хочу рисковать, и отказалась.

Копия картины Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше» с Пепе

Я не тех масштабов рыба, чтобы на меня тратить своё время. Будет сложно доказать, что это Пепе, поскольку он всё же изменён на картинах. Мэтт Фьюри в первую очередь судится с теми, кто продаёт оригинального Пепе на кепках и футболках.

Судиться со мной невыгодно — я просто маленькая девочка из России, которая немного зарабатывает на картинах. Мне кажется, что это на их имидже негативно скажется.

Живопись — это ручной труд, на который я трачу своё время. По сути, это моё изображение, и я уверена, что потратила больше времени и труда, чтобы нарисовать своих лягушек, чем Мэтт Фьюри — нарисовать свою. Его персонаж не только живёт в интернете, но и столько раз переродился, что к авторам никакого отношения уже не имеет.

Художник Пепелянджело в мастерской

Сколько ты зарабатываешь?

У меня хорошая питерская зарплата. Вот прямо хорошая.

Сколько в среднем стоят твои картины?

В России в основном покупают принты на холсте. Например, принт 30х40 стоит 2 000 рублей без доставки. Я печатаю этот принт, делаю мазки краской, чтобы он выглядел реалистичнее, и покрываю лаком.

Зарубежные клиенты принты не покупают, поскольку доставка выйдет дороже самого принта. Но у них есть возможность скачать цифровое изображение за 18$ и распечатать самостоятельно.

Оригинальные картины стоят от 250$.

На чём ещё зарабатываешь, кроме картин?

Мои друзья уговорили меня начать стримить на Twitch. Долгое время у меня вообще не было компьютера. Я не люблю всякие задротские дела не потому, что их презираю. Просто в моей жизни этого было слишком много. В какой-то момент я устала и перестала за этим следить. Материальный мир мне нравится больше виртуального.

Художник Ольга Вишневская с копией картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

Я попробовала и отбила затраты на камеру и микрофон. Но это не какие-то огромные деньги. Я готовлюсь к стриму, покупаю вино и гастрономическое сопровождение, рассказываю зрителям о том, что мы сегодня пьём и едим. Я готовлюсь к своим стримам, чтобы было интересно. Покупаю заколочки, помады и прочую хрень, поэтому по затратам практически выхожу в ноль.

Почему среди художников так много девочек?

Да, у нас действительно в учебных заведениях полно девочек. Недавно обсуждала со своей знакомой, которая учится в «Мухе» (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — прим. редактора), что все преподы — мужики. И девочек в художественных заведениях не любят. Им прямым текстом говорят: «Вам нечего тут делать! Вы пойдёте рожать».

Многие мои знакомые художницы жалуются, что в учебных заведениях их откровенно чморят, называют курицами и прочее. В художественных вузах жуткий сексизм.

Когда ты сталкиваешься с таким отношением, у тебя пропадает желание оставаться в вузе. А к мальчикам отношение иное, поэтому они становятся преподавателями. Круг притеснений замыкается, и всё начинается заново.

Мальчиков чаще отдают в спорт, тогда как девочек на ИЗО, музыку или балет. Мальчики чаще бросают искусство, типа «рисовать — это по-пидорски, а в художке сидят одни девки».

Почему люди поступают в художественные вузы, несмотря на то, что художественность в них там убивают?

А почему есть профессиональные спортсмены, которые получают травмы? Ведь можно не получать травмы. Всё потому, что тебя в 4 года отдали в спортивную школу. Ты хорошо в ней учился, а по остальным предметам получал плохие оценки. Когда пришло время выбрать свой дальнейший путь, ты думаешь: «На кой хрен мне становиться химиком, если я всю жизнь занимаюсь спортом?».

Отдали тебя в детскую художку, где хорошо дрючили. И куда ты дальше пойдёшь — на инженера? На врача? Нет, твоя судьба уже решена.

На самом деле наши студенты на фоне каких-нибудь итальянских очень хороши. 

Если ты отучился в «Репинке» (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — прим. редактора) на тройки, то во всём остальном мире будешь зайчик, котёнок и везде на первых местах. Другое дело — останется у тебя запал или ты уже внутри сойдёшь с ума? 

А на дипломе ты рисуешь то, что удовлетворит комиссию, а не кого-то там из интернета.

Великий итальянский режиссёр Лукино Висконти считал, что красота произрастает из сора. Своего фаворита Хельмута Бергера он просто встретил на улице и превратил в гениального актёра. А ты как считаешь — нужно ли официальное образование художнику?

Художнику образование нужно. Каждый год я думаю: «А не поступить ли мне?». И даже начинаю готовиться к экзаменам. Другое дело, что у меня проблемы с субординацией. Я училась в двух вузах, но из обоих ушла.

Я не могу делать формальные бессмысленные вещи, поскольку это противоречит моей природе. Мне очень сложно проявлять уважение на пустом месте.

Тем не менее я считаю, что образование необходимо. Я не верю в онлайн-курсы, поскольку некоторые вещи проще взять и показать лично.

Пепелянджело с копией картины Эгона Шиле «Портрет Альберта Париса Фон Гютерсло»

Я бы советовала людям, которые хотят стать художниками, найти хорошего частного преподавателя, который не будет навязывать своё, а постарается разглядеть и развить ваш потенциал.

Моя преподавательница сказала: «Тебе вообще нельзя идти в вузы. Максимум из тебя сделают средненького художника, а у тебя есть свои закидоны, которые очень важно не потерять».

Про хейтеров, сухую кожу и крокодилов на танго

Ты считаешь, что у тебя было бы меньше продаж, не будь ты такой няшей?

Я себя красавицей-раскрасавицей не считаю, и не могу сказать, что моя внешность мне сильно помогает.

Художник Ольга Вишневская со своей работой и мопсом

Иногда в интернете пишут: «Ты уродливая. Ты страшная. Ты жирная. Ты слишком худая. У тебя слишком большие обвисшие сиськи. У тебя нет сисек. Чего ты тут вообще запостила?». А это даже не я запостила! Люди не понимают, что критикуют живого человека, а не выдуманного персонажа.

Когда в сети появилось моё первое фото с картиной, меня сильно чморили. Сейчас я поняла, что такое разжигание можно использовать в продвижении, и решила этим воспользоваться.

Я не очень люблю показывать свои фотографии. Если бы я подписалась на какого-то художника, мне не было бы интересно, как у него дела и как он выглядит.

Художник Пепелянджело и её работы

Но рынок решил всё за меня — нужно писать личные посты, нужно показывать фотографии себя. Поэтому я решила больше следить за своей внешностью. Пошла к хорошему парикмахеру, купила  косметику, которой раньше почти не пользовалась.

Если ты не можешь что-то предотвратить — возглавь это.

Сколько времени уходит на одну картину?

Картины разного размера. Техника написания тоже разная. Кроме того, многое зависит от моего состояния — не болею ли я, не хочу ли спать.

Копия картины «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи с Пепе

Раньше, ввиду отсутствия опыта, я писала их дольше. Когда заказывают копию моей картины, я рисую её быстрее. В любом случае это занимает не менее 8 часов.

Ты заставляешь себя работать в каком-то графике, или у художника всё спонтанно, и после недельного застоя ты можешь рисовать сутки?

Есть зависимость от количества заказов и от настроения.

Рисовать — не дрова рубить.

Живопись — это интеллектуальный и физический труд. Я бы сравнила это с решением уравнений. Ну сколько ты можешь уравнения решать? Часа четыре. На пятый час у тебя уже шарики за ролики.

Пепелянджело за работой

А тут ты сидишь в неудобной позе, у тебя куча пачкающихся штук. Холсты нужно натягивать и грунтовать. Это не такая работа, когда ты за комп сел и работаешь. Тут нужно много шевелиться.

Раньше меня это сильно увлекало. Я сажусь за мольберт, потом выхожу, а за окном темно. И я понимаю, что сейчас просто обоссусь. Забывала, что мне банально нужно ходить в туалет.

Сейчас я сажусь часа на два и делаю перерывы для упражнений, поскольку сильно болит спина.

Стараюсь проснуться раньше, погулять с собакой и сесть за работу. Но встаю очень поздно из-за разницы в часовых поясах с моими клиентами. Я сажусь работать около четырёх и работаю до девяти — десяти. Могу неделю вообще не работать. Мне сложно рисовать более четырёх дней подряд, поэтому я устраиваю себе выходные.

Каким профессиональным болезням подвержены художники?

У меня сильно упало зрение — на две единицы за два года. Начались проблемы с шеей и поясницей, поэтому приходится заниматься спортом и ходить на массаж.

Я работаю не очень аккуратно, поэтому мои одежда, руки и ноги всегда в краске, которую сперва нужно отмыть маслом, затем какой-нибудь жёсткой мочалкой. Когда ты постоянно работаешь с краской и растворителями, ты часто моешь руки. Я люблю порисовать пальцами, поэтому кожа сильно сохнет.

Работа художника связана с постоянным пачканием

Из-за того, что основной костяк клиентов за рубежом, приходится нарушать режим сна и отдыха, это тоже сказывается на здоровье.

Сколько уходит на расходные материалы в месяц?

Мне сложно точно посчитать, поскольку я не покупаю какой-то определённый набор каждый месяц. Например, закончилась у меня лимонно-жёлтая краска — пошла и купила.

У меня много кисточек уходит, поскольку я плохо за ними ухаживаю. На одни только кисти могу потратить 7 тысяч рублей в месяц, если у меня какая-то суперактивная работа.

А иногда думаешь про себя: «Блин! Что я за сволочь! За кистями не ухаживаю». Берёшь и не покупаешь месяца три. Короче, в среднем тысяч 5 в месяц уходит.

На что ещё тратишь деньги? Чем ты занимаешься, кроме живописи?

Сейчас я сильно потратилась на переезд. Много мебели ещё нужно докупить. Вообще, мне нравится возиться со своим домом.

Я люблю делать заготовки и собирать грибы. У меня есть книга про грибы, есть много разных корзинок. Могу собирать их даже в декабре, поскольку есть и зимние виды.

Пепелянджело собирает грибы

Люблю сходить в бар, особенно с живой музыкой. Хожу на массаж. Периодически хожу к разным репетиторам: по рисунку, живописи, скульптуре, фортепиано. До этого я вообще 10 лет занималась фортепиано в музыкальной школе. Лет пять хожу к психоаналитику.

Пепелянджело за роялем

Также я хожу на всякие маникюры-педикюры. Мои ногти очень тонкие, и краска въедается между слоёв. Я не хочу, чтобы они выглядели так, будто я ковыряюсь в земле.

Много времени провожу со своей собакой. Иногда занимаюсь с кинологом, хотя это старый глухой мопс.

Ольга Вишневская и её старый глухой мопс

У меня есть младший брат, с которым мы иногда приглашаем гостей и устраиваем посиделки. Я обожаю готовить. Вялю мясо. Недавно по банкам закатала грибной соус. 

Художник Ольга Вишневская (Пепелянджело)

Очень люблю танцы. Раньше я ходила на танго, но сейчас бросила. В танго есть большая проблема — очень некрасивые мужчины.

Ты покупаешь себе профессиональные туфли за 10 тысяч. Наряжаешься, красишься, тратишь деньги на причёску и занятия. Платишь за вход на милонгу, а там какие-то крокодилы вонючие.

Когда я не в отношениях, я ставлю себе Tinder и могу каждый день ходить на свидания. Обычно они заключаются в том, что я предлагаю вместе погулять с моей собакой (смеётся).

Свидания — это отличный способ познакомиться с новыми людьми. Теперь у меня много друганов, которые и с собакой могут посидеть, если я в отъезде, и лекарства в случае чего привезти.

Недавно начала играть в покер.

Про конкуренцию, современное искусство и Папу Римского

Как борешься с конкуренцией? Или у тебя её нет?

Есть люди, которые копируют мои картины. Обычно они делают это для себя, а потом присылают мне в личку: «Смотри! У меня не хватило денег на твою картину, но я её скопировал!».

Что в искусстве актуально сегодня? Не кажется ли тебе, что всё вторично?

Я живу в своём манямирке, поэтому даже не в курсе, что там в сфере искусства происходит. Когда мне говорят: «Ой, пойдём в музей, я прочитал книгу по искусству», я честно отвечаю: «Мне достаточно своей работы, мне не нужны никакие музеи». Если я иду в музей, то смотрю, как сделано. Я не испытываю такого восхищения, как те, кто живописью увлекается. 

Я считаю, что чтение биографий художников — это самая бесполезная вещь на свете. Если вы хотите понять живопись, почитайте лучше что-нибудь по реставрации.

Сейчас неважно, как ты рисуешь. Сейчас важно, как это освещается. Ты не можешь нарисовать цветы в вазе и стать известным художником. Если ты рисуешь портрет своего друга, то должен поспекулировать — нимб ему пририсовать или сигарету в жопе.

Картина Пепелянджело по мотивам фильма «Матрица»

Говорить, что искусство сейчас вторично — это бред. Обернитесь на тысячу лет назад, и оно окажется вторично относительно античной мифологии, христианства, иудаизма. Сейчас говорят — постмодернизм, никто своего ничего не придумывает. Извините, а тысячу лет назад кто-то придумывал?

Да, есть акционизм. Но перформансы сильно не продашь. Можешь грант получить в Германии, но он же у тебя кончится.

Проблемы учебных заведений в том, что преподают люди, которым по 80 лет. Им в своё время тоже преподавали люди, которым по 80 лет. И все они живут в своего рода теплице, рисуют заезженные сюжеты, типа «Пионеры играют в футбол». Или «Блокада». Или «Цирк».

Копия картины «Девочка на шаре» кисти Пабло Пикассо с клоуном Пепе

Если ты не подчиняешься внутренним правилам и берёшь ненормальные темы, то тебя не будут любить и надолго ты в вузе не задержишься.

Относишь ли ты свои картины к искусству?

Некоторые — да, некоторые — нет. У меня сложный внутренний диалог на эту тему. С одной стороны, я испытываю стыд за то, что так много людей всю жизнь трудятся и работают над собой, а я на их фоне технически очень проигрываю. С другой стороны, это же не мои проблемы, правильно?

Копия портрета кардинала кисти Эль Греко с Пепе

По мере сил и времени я стараюсь заниматься. Но поскольку я занята реальными заказами, позаниматься удаётся редко. В моей работе сам процесс рисования занимает не более 30% времени. Остальное — оформить документы, упаковать картину, ответить клиенту, обновить сайт и т. п.

Недостаточно просто уметь рисовать, чтобы в наше время быть художником. Хорошо, когда ты в XVII веке, у тебя заказчик Папа Римский. Он тебе дал денег, и ты сидишь рисуешь. Больше такого не будет.

А что для тебя искусство?

Что такое искусство — это вопрос бесконечный. У меня такая версия: если тебя от чего-то прёт, то это искусство.

Должен оставаться момент магического, религиозного, эзотерического. Иногда я смотрю на свои картинки — и прямо прикольно, класс. А иногда смотрю и думаю: «Ну и слава богу, что доделала».

Про странного клиента, планы и мастерскую

Расскажи о самых странных покупателях твоих картин.

У меня был покупатель, который заказал и оплатил картину. Я её сделала, скидываю ему фото, спрашиваю: «Ну как?» Он говорит: «Очень хорошо». Я говорю: «Пиши тогда адрес, куда высылать». Он отвечает: «Очень классная картина. Мне понравилась». И перестал мне отвечать.

У меня просили картины с Пепе, который в душе убивает ножом Хиллари Клинтон, но я это рисовать отказалась.

Ты рисуешь оригинальные сюжеты с Пепе или только копии известных картин?

Оригинальных сюжетов полно — всё зависит от фантазии заказчика. Один, например, заказал Пепе, который ест мороженое в розовой каске и розовом дождевике.

Думала ли ты рисовать ещё каких-то других персонажей?

Рисовала сову для 2x2. Ещё рисовала своего мопса, которого взяла через фонд помощи мопсам. Они устраивали благотворительный аукцион, для которого я им его и нарисовала.

Портрет мопса Ольги Вишневской по мотивам «Шерлока Холмса»

У меня есть постоянный клиент, который просто прислал мне деньги и сказал: «Рисуй, что хочешь. Ты, наверное, уже устала рисовать своих жаб». Для него я буду делать натюрморт с сырым мясом.

Что будешь делать, если картины прекратят покупать?

Можно перестать рисовать жаб и начать рисовать что-то другое. Я очень люблю работать с натурой, хотя и делаю это крайне редко.

Художник Ольга Вишневская на курсах режиссуры

Сейчас я отучилась на курсах режиссуры. Мне очень нравится придумывать истории, работать на площадке, с актёрами. Возможно, я пилила бы и продюсировала какие-нибудь видосы.

Но скорее всего, я бы старалась оставаться художником, поскольку мне нравится баланс между временем, которое проводишь наедине с собой и с людьми.

Возможно, я бы вернулась в общепит организатором. Люблю устраивать вечеринки и придумывать, как на 5 тысяч рублей накормить 25 тысяч человек.

Портрет мопса кисти Ольги Вишневской

Хотелось бы иметь бизнес, который требовал бы не очень много моего участия. Например, пошив белья. Чтобы выполнять только художественную часть, а рутину передавать наёмным сотрудникам.

Расскажи о своей мастерской. С какими проблемами сталкивалась при обустройстве?

Проблема в том, что мне жалко выкидывать вещи, которые могут пригодиться. Например, мне нужно много картона. Палитры я не покупаю. Просто обматываю картон скотчем и выбрасываю, когда он становится грязным. У меня дома куча картонных коробок. Каждый раз, когда я вижу коробку, я думаю о том, чтобы её порезать.

Пепелянджело в мастерской

Баночки маленькие из-под соусов собираю. У меня три сумки этих баночек. Или знаешь, такие формы от шоколадных конфет, в которых очень удобно разводить темперу. Собираешь такую фигню, и она занимает много места.

Я собираю всякие интересные вазочки, потому что думаю: «Поставлю натюрморт. Не себе, так кому-нибудь». Учитывая мою кинотеатральную направленность, я собираю всякую странную одежду, которая потом может пригодиться для моих творческих приколов.

Бесят подрамники. Их очень много. Ими забиты две кладовки и мастерская. И всё равно попадается заказчик, который хочет себе какой-то эксклюзивный размер. И ты заказываешь себе ещё один грёбаный подрамник.

Художник Ольга Вишневская на фоне холстов

Иногда я ставлю свежие мокрые картины к стене, чтобы на мольберт поставить что-то новое, и подсвечиваю прожектором. Картина чуть быстрее сохнет, почти как на жарком итальянском солнце. 

И моя собака садится под прожектор прямо жопой в картину. У собаки цветной хвост и цветная жопа, а картина вся смазана. И это было не один, не два и не пять раз. Такое происходит часто.

Я когда холсты грунтую и проклеиваю, они должны лежать, а не стоять. Моя кошка очень любит на них посидеть. Холст провисает, и его приходится перенатягивать.

Если присмотреться, то под слоями краски можно разглядеть кошачью и собачью шерсть, которая постоянно прилипает. Избавиться от этого нереально.

Про Гонконг, тыкву и свидание с философом

Знаешь ли ты, что изображение Пепе используют в нацистской среде?

На самом деле всё гораздо сложнее. В Гонконге это символ протеста против Китая.

Картина Ольги Вишневской по мотивам протестов в Гонконге

В США пиарщики Трампа взяли его на вооружение. Кто-то утверждает, что Пепе далёк от политики. Но одно время на Facebook даже банили за посты с Пепе.

Какой контингент покупает твои картины? 

Россия — в последнюю очередь. 

В России людям не до живописи. Покупают в США, Швеции, Швейцарии, Германии, Канаде, Австралии, Гонконге, Таиланде, Великобритании, Италии, Франции, Греции. 

Не покупали, пожалуй, только Африка и Латинская Америка.

Большая часть покупателей — мужчины от 25 до 45 лет.

Было ли со стороны друзей и близких несерьёзное отношение к твоему увлечению? 

Когда я начала продаваться, все за меня радовались. А только вышла на хороший уровень, у родителей все вопросы отпали, одно одобрение. У меня вообще с родителями так — или вы меня одобряете, или я не беру трубку.

Бывают ли у тебя неудачные работы?

Бывает, что какую-то работу я считаю неудачной, а она внезапно всем нравится, и у меня заказывают кучу копий. Бывает и наоборот: мне работа очень нравится, а её не покупают вовсе.

Бывает, что еду в деревню, а там тыква красивая стоит. Думаю: «Нарисую-ка я тыкву!» И трахаюсь с этой тыквой полгода, а она всё равно как кусок говна выглядит.

Занятие живописью как-то сказывается на психике?

Я бы сказала, что да. Когда ты много этим занимаешься, начинаешь обращать внимание на форму, текстуру, на то, как падает свет. Когда смотришь на будничные вещи, пытаешься понять, как они устроены.

Мне говорят: «Оля, почему ты не занимаешься йогой? Почему ты не медитируешь?» Я думаю: «Тупые люди. Живопись — это и есть медитация. Я медитирую больше, чем все вы вместе взятые».

Если я долго не рисую, начинаю нервничать. Есть такая теория: если мы не используем наш творческий потенциал, то он внутри нас накапливается и начинает отравлять. Занятие искусством освобождает нас от этого яда.

Планируешь ли обзавестись семьёй? 

Я была замужем, но мы разошлись, и сейчас хорошо дружим. Мне кажется, что большинство соотечественников мужского пола потенциально не очень хорошие отцы. 

Я вообще не знаю ни одного россиянина, который был бы настолько же включён в своего ребёнка, как мать. Который знает, где лежат колготки, какие колготки в стирке, когда платить за музыкалку. Не просто раз в неделю сходить на рыбалку, а когда отец реально в курсе всей текучки своего ребёнка.

Мне бы не хотелось, как большинство матерей в России, тянуть на себе всю ответственность за ребёнка, параллельно думать, что всем пожрать. Ещё желательно работать и быть секси-фрау. А если ты что-то из этого не делаешь, то ты проиграла.

Хотела бы выйти за художника?

Если это художник, у которого алкоголизм и шило в жопе, нет. А если это человек, который любит трудиться, знает, что и как, а также у него нет проблем с продажами, то возможно.

У меня сосед занимался скульптурой. Мы как соседи отлично общались. Ставили ноут, включали лекцию или кино, и каждый делал свои заказы. Это было прямо кайфово. Но у человека были большие проблемы с алкоголем.

Я не смогла бы иметь длительные отношения с наёмным работником. Когда у человека 5-дневка со своей корпоративной жизнью, командировки и прочее. Возможно, я просто не люблю подчинённых. Люблю, когда человек сам за всё отвечает, а не выслуживается перед начальством.

Если твои дети начнут рисовать, как к этому отнесёшься?

Я не считаю, что рисовать — это что-то дурное. Рисование — это реальный навык в отличие от экономики, политологии, менеджмента, филологии, социологии или философии.

У меня были свидания со студентами философского факультета. Я спрашиваю: «Ну, что ты умеешь?» Он такой: «Ну, я вот это прочитал». Я говорю: «Окей, но это же не твои мысли! Может, ты что-нибудь хотя бы написал?»

Сантехник и художник в некотором смысле очень близки, поскольку обладают реальным навыком. У тебя можно отобрать штаны, кровать или квартиру, но не умение рисовать.

Про фото ступней, обоссанные стены и простецкий суп

У тебя был опыт бартера?

У меня есть оператор, с которым я работаю по творческим проектам, который, как и любой человек, иногда хочет жрать. Но у меня нет денег, чтобы ему заплатить, и я говорю: «Денис, давай я нарисую тебе Пикачу с хуем наперевес, а ты мне снимешь проект для моего друга?». А он отвечает: «Да, базара ноль, давай!»

Вот мне сейчас нужна мебель. Поэтому если мне предложат какие-то стулья или столы в обмен на картины, то я соглашусь.

Получала неадекватные предложения на стримах или в жизни?

Ну, показать сиськи на стримах — это, наверное, не считается. Иногда мне пишут с разных концов земного шара с просьбой прислать фото моих ступней. Пока у меня покупают картины, фото частей тела я не продаю (смеётся).

Ты получала когда-нибудь реальную критику глаза в глаза на свои работы?

Бывает, что ко мне в гости приходят люди с художественным образованием, но они всегда очень тактичны: «Слушай, хочешь скажу, что у тебя вот тут не так». Я говорю: «Давай, конечно». Очень часто это замечания по делу, и я спокойно к этому отношусь.

Согласилась бы стать содержанкой обеспеченного мужа и вовсе не работать?

Никогда! Я — это и есть моя работа. Даже если у меня будет возможность не работать, я не смогу сидеть без дела. Моя работа — это кайф, это моя самоидентификация.

Какие навыки нужны художнику, чтобы не помереть с голоду?

У каждого художника своя копилочка впечатлений. Мокрое пятно на стене или прекрасная оперная постановка — неважно. Ты должен уметь собирать эти впечатления, чтобы впоследствии использовать.

Пепелянджело с картиной по мотивам вселенной «Star Wars»

Важно знать английский, поскольку на русскоязычной аудитории не заработать. Также важно чувствовать тренды и понимать, что происходит в интернете. Ты должен быть чем-то большим, чем просто пользователь одноклассников.

Важно любить других людей и то, что ты делаешь. Люби искусство в себе, а не себя в искусстве.

Есть люди такого типа: «Привет! Я художник, поэтому у меня такие штаны подобраны, поэтому у меня такие волосы. А вот моё селфи на фоне обоссанных стен». Я считаю, что за художника должно говорить его творчество, а не его штаны.

У тебя были периоды в жизни до раскрутки, когда ты откровенно побиралась, питаясь дошираком и портвейном?

Я из очень небогатой семьи из города Ковров Владимирской области. Родители перестали содержать меня лет в 17. Я работала на кассе в «Ароматном мире». Ты носишь синтетическую униформу, моешь полы, разгружаешь бутылки. Я получала 19 тысяч рублей, за 14 снимала комнату. Иногда бывало, что я просто не могла уехать на работу, поскольку не хватало три рубля на проезд.

Пепелянджело с копией картины Франциско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына»

Был период, когда у меня не было ни работы, ни жилья, и я месяц жила то у одного человека, то у другого. Иногда перебивалась подработками. Некоторое время я в Коврове работала журналистом за 7 тысяч рублей в месяц. Как-то праздновала Новый год в одиночестве. У меня не было еды, но была одна бутылка шампанского, которую мне подарили на корпоративе.

Даже сейчас у меня не всегда стабильный заработок. Недавно варила простецкий суп из капусты, картошки и сушёных грибов, поскольку на руках у меня осталось 300 рублей, а деньги от заказов я смогу вывести только через неделю.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9902
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9761
Стилист Юлия Макушева
Интервью со стилистом Юлией Макушевой

Первое интервью — считай, что мастер-класс! Опытный стилист-имиджмейкер Юлия Макушева рассказывает, как подбирать гардероб в 2020 году, можно ли одеться стильно за 15 тысяч рублей. О стиле, меняющем судьбы. Как, наконец, выйти замуж и построить карьеру. Кому можно надеть рубашку в зебру с полосатыми брюками и не выглядеть клоуном. За что бывает стыдно стилисту. И самое главное — как российскому мужчине выглядеть стильно, даже если пояс перетягивает пузико.

Циля Зейман|25.02.20 9616
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.