

Про условия в интернате — для детей и воспитателей
Про условия в интернате - для детей и воспитателей
Как вы попали на работу в детский дом?
С улицы зашла. Буквально. Я приехала с Кольского полуострова к своим родителям, уже беременная дочерью. Надо было устраиваться официально и поскорее, до декрета.
По профессии я была инженером лесного хозяйства. Но воспитателей в интернате не хватало, и меня взяли. После рождения дочери я поступила в Петербург учиться на логопеда заочно. Совмещала работу и учёбу, уезжала дважды в год на сессии. Получила диплом и осталась там же, в детдоме, но уже логопедом.
И сколько лет вы там проработали?
Итого 29. Сначала воспитателем, а последние 25 лет — логопедом. Потом график работы стал очень неудобным. И я решила полностью уйти в частную практику, которая до этого была просто дополнительным доходом.
Как проходил ваш рабочий день?
Сначала индивидуальные занятия 3 часа. Потом час — групповые. С 8:00 до 12:00.
Интернат региональный, у нас дети с очень тяжёлыми нарушениями со всей области — около 150 человек. И один логопед. На всех меня просто физически не хватало. Я их обследовала в начале года и отбирала 40–45 детей в работу. Дошкольники, младшие школьники. Чем младше, тем лучше. Взрослые дети тоже нуждались в логопеде, но тут уж приходилось выбирать — брала тех, кому ещё можно было помочь, добиться у них результатов.
А с какими отклонениями там чаще всего дети?
Умственная отсталость — тяжёлая, выраженная, умеренная. ДЦП, синдром Дауна. В основном «отказники». Но есть и не сироты. Некоторых родители навещают, на каникулы и выходные забирают домой. Таким детям в интернате просто лучше, чем дома. Они находятся в своей среде.
Да, сейчас директор не может отказать в приёме в школу «особенных» детей, но это не всегда хорошо. Большинство из них чувствуют себя изгоями в обычной жизни. Остальные дети к ним жестоки.
Какие условия в вашем интернате? Правда, что в детдоме бедно?
Нет. Много спонсоров, которые постоянно везут подарки, дети ни в чём не нуждаются. Да и государство исправно выделяет денег. Ремонт хороший, очень много игрушек.
Дети часто ездят в цирк, на ёлку, куда-то ещё.
Даже в нищие 90-е было нормально. Всегда была еда. Ну и у нас в посёлке природа под боком. Мы выходили с детьми на водоём, в лес, придумывали насыщенные программы.
Логопед отвечает за детей наравне с воспитателями?
Если я взяла ребёнка на занятие, значит, я за него несу ответственность.
Однажды я замещала воспитательницу. Гуляли с группой на улице. Ребёнок с ДЦП, у него шаткая походка — оступился, попал под качели, его стукнуло по лбу. С ним всё нормально. А я была наказана, с меня сняли премию.
Как живут сироты-инвалиды после детдома
Есть ли у детей с такими заболеваниями хоть один шанс на усыновление?
Конечно, есть.
Мы следим за жизнью таких ребят, пока никаких плохих случаев не было.
А те, кого не забрали в семью, что с ними после детдома?
После 18 лет их переводят в ПНИ — психоневрологические интернаты. Часто они совмещены с домами престарелых. Если есть родственники, то к себе забирают иногда.
А как же халявные квартиры детдомовцам от государства к совершеннолетию?
Квартира положена тем, кто доказывает свою дееспособность. У нас таких совсем немного. Основная масса, конечно, себя сами не обслуживают и в социуме полноценно не приживаются.
Почему им так важна социализация, если большинство остаются в этой закрытой среде?
Речь всегда нужна любому человеку. Без речи нет ни развития, ни жизни. Надо как-то выражать чувства, желания. Да попросту попросить воды. Без речи никак.
А вы знаете дальнейшую судьбу своих воспитанников?
Конечно. Они мне пишут в Одноклассниках. Некоторые приезжают. Говорят: «Вы как мамка нас всему научили: и шить, и заштопать бельё, и постирать». Я всему учила — как своих.
Чем трудна работа логопеда и почему она может быть опасной
Случалось, что на человека уже махнули рукой, а вы его разговорили?
Пусть не слишком чётко, но могли выразить свои чувства, желания.
Как можно научить таких детей говорить, какие техники применяются?
У этих детей изначально серьёзные нарушения, мозг повреждён, недоразвит. В том числе и речевые зоны. Многое можно стимулировать медикаментозно. Хорошо помогает массаж. Он активизирует органы артикуляции, язык, лицо. Улучшается кровообращение, импульсы идут в мозг, развивается артикуляционная моторика, легче вызываются звуки. Логоритмические занятия эффективны — речь в движении, под музыку.
Всё телесное очень тесно связано с речью. Мелкая моторика должна развиваться, её зоны находятся в мозге рядом с речевыми. Стимулируем одну зону — развивается и соседняя.
Как проходит занятие?
С кем-то массаж. С кем-то — мелкая моторика. Я делала пособия своими руками — шнуровку, застёгивание пуговиц, перебирание мелких сыпучих предметов. Потом обязательно артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Ребёнок должен видеть вас, себя — и подражать. Часто для этого нужны логопедические зонды. Специальные металлические инструменты.
Были случаи в 90-х, когда в разных притонах находили детей-Маугли, которые только звериные звуки издавали. У вас есть такой опыт?
Да.
У самого младшего есть дизартрические расстройства, нарушение кровообращения к органам артикуляции, язык не чувствует. Я смогла у него вызвать речь, но она смазанная. А старшие разговаривают, как обычные люди.
Нарушение речи — это неврологическая проблема. А на поведении это сказывается?
Конечно.
Один мальчик раздобыл нож. Я ему какое-то замечание сделала в столовой, он обиделся и на меня кинулся с этим ножом. Я увернулась, а он побежал дальше, чуть завуча не пырнул. Она успела закрыться в бухгалтерии.
Другой тоже ножик нашёл — без ручки. Накинулся на кого-то из детей. Бросилась защищать, а он зеркало схватил, кинул в меня. Потом убежал, ловили его с нянечкой по всему посёлку.
Один мальчик дразнил одногруппника, шизофреника. Шизофреник хватает стул — школьный, с железными ножками — замахивается и идёт на обидчика. Думаю: «Сейчас он ему череп размозжит, и меня посадят в тюрьму». Слава богу, шизофреник зацепился этим стулом за интерактивную доску, выдернул её с корнем и всеми проводами из потолка, но удар был смягчён, попал второму по спине только, а не по голове. Обошлось. В считанные секунды всё происходило, я бы и сделать ничего не успела.
Откуда вы брали столько терпения? Хотелось кого-то стукнуть, крикнуть?
Бывало. Терпение у всех может лопнуть с такими неуправляемыми. Построже надо с ними. Но трудно, если строгость не работает, а больше ничего не можешь сделать.
А мы можем только голосом на них воздействовать. И пытаться заслужить их уважение. Так что логопед — не самая безопасная работа.
А психологический дискомфорт? Брошенные больные дети, бессилие перед диагнозами — как вы переживали это?
Там принимаешь их нарушения как данность, учишься с ними взаимодействовать правильно.
Морально тяжело было только в лежачем корпусе. Там дети с серьёзными физическими проблемами, уродствами. Многие умирают — похоже на детский хоспис. Им зачем-то медико-педагогические комиссии начали иногда назначать занятия с логопедом. Приходилось с ними работать. Ребёнок не встаёт, пищу через зонд принимает, а ему зачем-то прописали логопеда.
Сейчас у вас в частной практике есть дети с умственными нарушениями?
Есть. Дауны, аутисты. Я же ещё в детской больнице сейчас по совместительству работаю, в неврологии. Там такие же, как в детдоме. Но меня в наших кругах все знают. Мало у кого такой специфический опыт.
Поэтому сарафанное радио таких детей часто именно ко мне приводит. А взрослые пациенты — редкость. Был после инсульта мужчина. Милиционер. Сейчас общается нормально, свободно. Но это не за один день, а за несколько лет.
А чтобы ребёнок нормально учился говорить и взаимодействовать с людьми, что надо делать?
Беседовать с ним, даже когда вы его ещё в утробе носите. И с рождения надо разговаривать сразу же нормальной речью, сюсюкать нельзя. И говорите сами с ребёнком, общайтесь — всё время, даже если он пока совсем крошечный.
Как влияла работа в такой среде на обычную жизнь?
На некоторых коллег работа наложила отпечаток. Одна воспитательница сошла с ума. Видимо, уже психика была нестабильная, а работа с такими тяжелобольными и непредсказуемыми детьми наложилась.
А есть ли профдеформации у вас?
Он может помочь в любом возрасте. Да, придётся выстроить новые нейронные связи — но это вполне возможно, вопрос регулярности занятий.