Женщина за рулем маршрутки
Олег Глаза|13.05.19 7224
Одна из самых одиозных профессий современности — водитель общественного транспорта. То пассажирам хамят, то перестраиваются так, что все вокруг закипают от ярости. Мы поговорили с водителем общественного транспорта, причём с необычным — это женщина. Она рассказала про неадекватных пассажиров, бесконечный рабочий день и причины авантюрной езды на дорогах.

Профессия, на которую не учат специально

Елене 38 лет, она живёт в гражданском браке и имеет дочку 16 лет. По настоянию родителей закончила энергетический техникум, но по специальности не проработала ни дня. Получив диплом, оказалась в торговле, где побывала и за прилавком фастфуда, и товароведом в сетевом магазине продуктов.

Однажды в маршрутке наша героиня увидела за рулём женщину. Не в первый раз, но именно тогда задумалась: а почему я не могу попробовать так же? Водить нравится, на категорию отучиться всегда можно… Эта мысль превратилась в решение: Елена немедленно прошла курсы и получила категорию «Д», ушла из сети быстрого питания и стала искать своё место за рулём маршрутного такси.

В объявлениях по найму никто не искал водителя маршрутки женского пола без опыта вождения автобусов, но повальное пьянство среди мужской шофёрской братии помогло.

У владельцев одного из маршрутов запил водитель, и микроавтобус простаивал. От безысходности пришлось взять соискательницу с нулевым стажем.

фото маршрутки

Так Лена оказалась при «машине», как она её называет. Первое время пришлось покататься в качестве стажёра с другими водителями — изучала тонкости профессии, особенности маршрута, нюансы, связанные с перемещениями пассажиров во времени и пространстве. 

— Старт назначили на выходной, — вспоминает Лена, — но мы просчитались в том, что это был не просто выходной, а Пасха. Толпы людей ездили на кладбища, в церкви, в гости, на природу, и покататься в спокойной обстановке, как планировалось, не вышло. 

Когда я подъехала на первое место загрузки пассажиров, сердце ушло в пятки. Очень боялась сделать что-то не так прежде всего в отношении людей. Машину-то водить уже могла уверенно. Так мне казалось. 

Очень боялась обсчитаться при выдаче сдачи.

передает за проезд гиф

Поэтому не вникала, кто там сколько передал, если говорили, что под расчёт. Просто складывала, чтобы лишних заморочек себе не создавать. Потихоньку, вспоминает, успокоилась.

На одном из кругов выяснилось, что уверенность в освоении автобуса была преждевременной. Сама не заметила, как зацепила и разбила зеркало припаркованной легковушки — сказалось то, что ещё не привыкла к новым габаритам «машины». Повредила какое-то свежее «Рено». Но об этом Лена узнала только тогда, когда водитель этой машины её догнал на следующей остановке и сказал всё, что думает обо всём этом. 

— Мужик очень громко и грубо орал, требовал 50 тысяч здесь и сейчас. Я высадила людей из салона и настояла на том, чтобы приехали представители ГИБДД. Спустя какое-то время водитель иномарки подуспокоился и начал общаться более вежливо, а после составления протокола мой рабочий день продолжился. Босс, выслушав эту историю, успокоил, сказав, что всякое бывает, даже с опытными водителями. А деньги за зеркало выплатит страховая компания.

Кто рано встаёт и поздно ложится, тот плана не боится

Так, с 8 апреля 2018 года трудовая жизнь Елены свелась в кольцо с двумя конечными точками: остановками «Морозова» и «Перхоровича».

водитель маршрутки фото

Время выхода на маршрут — по желанию. Но все понимают, кто рано встаёт — того и пассажир. Подъём у Лены летом в 4 утра, зимой — попозже.

— Автобус стоит под окном, поэтому ехать на работу можно на личной маршрутке, — смеётся собеседница. 

На автобазе — получение путёвки, ежедневная формальность; визуальный медосмотр (с бодуна — не с бодуна) и вперёд — на дорогу. 

Лена применяет маленькую хитрость. Пока многие водители ждут очереди на первой и самой популярной точке загрузки — остановке «Перхоровича», она отправляется на вторую. Там можно стартовать практически сразу. 

водитель маршрутки надевает очки

Утренние часы пик длятся примерно до 10 часов утра. У всех горожан разное начало рабочего времени, но с 7 до 10 всё идёт плотно, а потом можно перевести дух. Перекусить, выпить кофе. В обеих конечных точках есть столовые. В одной — чисто для водителей, в другой — студенческая. В обеих дёшево и вкусно. Лене больше нравится в студенческой, там веселее. 

Окончание рабочего дня — не нормировано. Водитель сам понимает, сколько ему ещё поездить.

На каждом маршруте у водителей есть определённая сумма, которую нужно отдать работодателю. Также из дневной выручки деньги идут на заправку и мойку машины. Всё, что остаётся после этих вычетов, маршрутчик забирает себе.

После 10 вечера Лена анализирует количество ожидающих автобуса на остановках встречного направления. Обращает внимание на гуляющих в центре. По этим и другим признакам становится понятно, дать ещё кружок или пора уже домой. 

Если устанешь или заболеешь, поехать домой можно хоть в 4 часа дня, и такое иногда случается, но всегда нужно помнить, что план никто не отменял.

За смену водитель маршрутки проезжает по Воронежу чуть более 300 километров. Расходуется на это около 50 литров бензина.

У природы есть неприбыльная погода… и время года

Если вдуматься, сколько времени маршрутчик без сменщика проводит за рулём, то возникает вопрос: а когда же заниматься своими личными делами: семьёй, любимыми увлечениями, спать, в конце концов?! Лена объясняет, что сейчас у неё нет напарника, но это временно. Или уже имеющийся оклемается, или другой придёт. И в летнее время график будет более гуманный: три дня рабочих — три выходных, когда можно заняться и дачингом, и шашлыкингом, и решением текущих бытовых проблем. 

фото дороги в пасмурную погоду

Так что не стоит думать, что ради стабильной выручки водитель маршрутки должен отказаться от личной жизни. 

Выручка водителя общественного транспорта зависит от огромного количества факторов. Иногда и необъяснимых. Понятно, что в солнечную погоду по городу перемещается гораздо больше народа, нежели в пасмурную, не говоря уже о дождливой. Но есть ещё и другие нюансы. К примеру, на её маршруте есть два храма. Значит, в христианские праздники там будет сбор. В погожие деньки к остановкам пригородной электрички тоже нужно быть по расписанию — в накладе не останешься. Там — студенты, тут — болельщики, в другом месте дачники — обо всех этих движениях опытный водитель помнит и подстраивает под них рейс.

водитель маршрутки сидит за рулем

Дневной заработок маршрутчика предсказать невозможно. Разница между двумя подряд идущими днями может быть до 30 и даже 50 процентов! 

Январь и февраль — провальные месяцы. У людей за время праздников кончаются деньги на торговые центры, культурные мероприятия, другие поводы для поездок. Горожане перемещаются в режиме «дома-работа-дом», поэтому в вечерние часы всё плохо, в выходные — тоже.

А летом босс вообще снижает план, так как из города уезжают школьники, студенты, отпускники — выручка сильно падает.

Многие думают, что на «рыбных маршрутах» водители гребут деньги лопатой. Да, есть такие номера автобусов, на которых сборы явно больше, чем на других, но там и хозяева не дураки — они ведь план тоже повышают. У них всё подсчитано, кто сколько может привезти.

деньга за проезд картинка

И в принципе у большинства коллег зарплата примерно одинакова. Но на популярных маршрутах владельцы машин, конечно, могут себе позволить платить больше и иногда это делают. Но на них можно устроиться только по знакомству или рекомендациям.

Задело, что не женское это дело

На вопрос о реакции мужа и близких людей по поводу решения стать водителем маршрутного такси Елена отвечает улыбаясь: 

- Естественно, почти все отговаривали. А гражданский муж — особенно рьяно. Нет, это была не ревность к мужскому коллективу, отношения давно проверены. 

Мой мужчина не хотел, чтобы я попала в этот жёсткий конвейер на каторжный, неженский, по его мнению, труд. Но после долгих споров и разговоров настояла на своём.

водитель маршрутки на отдыхе фото

Лена подчеркнула, что этот выбор был сделан не из-за денег. 

Зарплату маршрутчика нельзя назвать запредельной, в месяц выходит около 40 тысяч. Средняя в Воронеже — около тридцати.

Просто захотелось заняться этим делом, уверяет девушка. Да, тяжёлым и физически, и морально, но по-своему интересным…

В устройстве автобуса Лена начала разбираться постепенно. Уже может услышать, когда что-то не то творится с двигателем, почувствовать, что подспустило колесо, начали стираться тормозные колодки. Под контролем расходники: масло, тормозная жидкость, омывайка. А недавно сама поменяла реле поворотников. 

водитель маршрутки в зеркале фото

— Спросила у мужиков, почему не мигают лампочки, — ответили, что релюшки эти сгорели. Я не люблю просить: погуглила, как менять, сама залезла и сделала. Мелочь, а приятно. Потом ещё какую-то штуку меняла — дверь не открывалась. Точно таким же способом всё узнала, разобрала обшивку, и всё заработало, — с очевидным удовольствием рассказывает женщина. Видно, что ей приятно рассказывать, как она самостоятельно решает проблемы. Но пока не любые, конечно:

— Глобально что-то починить — это уже на станции техобслуживания специалисты занимаются. Если автобус сломается на маршруте, на помощь приходят друзья — и коллеги, и не имеющие к работе отношения. И подскажут, и отбуксировать могут, если понадобится.

Зайцы, алконавты и цветы за проезд

Пассажиры бывают разные. Особенно те, у кого нет денег на проезд. Одни сразу объясняют ситуацию, просят подкинуть по-человечески. И таким ни разу не было указано на дверь.

Есть откровенные наглецы. Проходят и садятся, как ни в чём не бывало. Тогда приходится включать характер и требовать оплаты.

водитель маршрутки передает сдачу

Понятное дело, справиться с мужиком, если что, Елена не сможет, но это и не нужно — отлично работает подключение общественности. После объявления, что автобус никуда не поедет, пока все не передадут за проезд, на «зайца» нападает весь салон, и ему уже никак не удержаться: либо плати, либо выходи. Иногда хитрит молодёжь. Если замечу, объясняю, что лучше по-честному сказать, что денег не хватает. Бывает даже, что смущаются.

Однажды парень зашёл уже в салон и признался, что денег нет, но есть букет цветов, которым он мог бы расплатиться. Сказала, что это не обязательно, но он всё же вручил мне шикарные ромашки. Было приятно.

— Маршрутчица — явление необычное. Мужики сначала смотрят с недоверием и иногда немного свысока, но после поездки часто хвалят за хорошую манеру вождения. Говорят, не ожидали такого. Женщины произносят слова уважения… из чувства солидарности, что ли. Чаще всего звучат слова про «коня на скаку и горящую избу». Ну и поддерживают, понимая, что за рулём маршрутки приходится нелегко, но я решилась на этот труд.

автобусы на остановке фото

— Откровенно недовольных и неадекватных встречается совсем немного. Однажды зашёл быдловатого вида паренёк подшофе, да ещё и со стаканом кофе в руке. Сразу прицепился, что, вот, баба за рулём — не к добру, доеду ли, мол, до дома... А сам не платит. Пришлось вступить в диалог, чтобы передал за проезд. Он смеётся, но денег не даёт. Я сказала, что не поеду. Тогда девушка, которая ехала со своим спутником, попросила пьяного пассажира поскорее расплатиться, чтобы мы уже тронулись. Но он сдуру и на неё наехал, за что тут же получил несколько физических замечаний от её кавалера. Так и поехал — с разбитым носом и весь облитый своим кофе с молоком. 

Через водителя маршрутки проходит за смену около 450 человек. Каждый из них садится в автобус с разным настроением, и кто-то может вспыхнуть. Утром люди хмуры, потому что не выспались, вечером — потому что устали.

пассажиры маршрутки фото

— Опыт работы в торговле, где клиент всегда прав, помогает сглаживать недовольства пассажиров. Крупных конфликтов не бывает, люди обычно жалуются, что долго передаю сдачу или высадила за несколько метров до остановки. Обычная причина этого — сложная обстановка на дороге. Пытаюсь объяснять, но кто-то понимает, а кому-то хоть кол на голове теши, ему лишь бы сцену устроить. Но я всегда стараюсь сохранять спокойствие, так как после ругани сложно сконцентрироваться на вождении. Да и кому эти нервы нужны, кто первый замолчит, тот и поступит умнее, — философствует Лена.

Как разозлить людей, не вставая с кресла

— Часто претензии пассажиров к водителям маршруток обоснованы. Даже не будем брать тех шофёров, которые матерятся и курят за рулём — таких в маршрутку пускать нельзя. Но нередко жалуются и на то, что на «рыбных остановках» автобус может простоять два-три зелёных светофора. На нашем жаргоне это называется «резинить». 

«Резинить» — слишком долго стоять на «рыбной» остановке в ожидании пассажиров. Иногда такое может длиться до 8-10 минут.

Некоторые водители наглеют в этом плане, выводя из себя не только людей в салоне, но и коллег. Ведь простой на хорошем месте больше положенного — это сбор чужой выручки. Человека, который уже подъезжает следом. Из-за этого же жлобства, желания урвать лишние 17 рублей, многие гоняют по городу, создают аварийные ситуации, нарушают правила. Как с этим бороться? Только переходом на фиксированную, но приличную зарплату. Чтобы все ездили по графику, без гонок и «резины».

водитель маршрутки сидит за рулем картинка

Когда недовольство пассажиров выходит за пределы салона автобуса, могут грянуть санкции. В последнее время этому мощно способствуют соцсети.

Управление транспортом следит, чтобы все сигналы о грубых проступках водителей имели последствия в виде наказаний. Недавно одного отстранили от работы за хамство, несколько человек увольняли за то, что не предоставили возможности оплатить проезд картой. Но это крайние случаи. А чаще всего случается так, что даже если водитель явно провинился: внаглую «резинил», разговаривал по телефону или курил за рулём, нарушил правила — пассажиры мало чего могут добиться. 

Хороший работник, который исправно привозит «план», за проступки наказывается лишь формально. Владельцу маршрута важна выручка, а морально-этическая сторона — дело десятое.

Когда я завёл речь о маршрутчиках, которые забираются в левый ряд, а потом внаглую лезут через три полосы к остановке, Лена призналась, что тоже так делает, но аккуратно. И добавила, что общественный транспорт, так как он общественный, должен иметь моральное преимущество перед другими участниками движения.

Дело избранных или «Д» — достаточно?

Вспоминая о том, что зарплата маршрутчика превышает среднюю по региону, интересуюсь, легко ли устроиться в автоколонну?

Оказывается, очереди на работу водителя маршрутки нет. Слишком много водителей «сходит с дистанции» из-за выпивки. А трезвые да разумные считают, что лучше лежать на диване, чем за такие деньги ишачить — ищите дурачков! Так что вакансий — полно.

маршрутка едет по дороге гиф

А мы, вот, познакомили вас с такой «дурочкой», которая ишачит наравне с мужиками и считает, что перевозить людей из точки «А» в точку «Б» — важное и интересное дело. И с этим не поспоришь, ведь водители маршрутных такси выполняют благородную миссию — соединяют людей. 

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте.
Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.


Ещё интересные интервью


предвыборный плакат в Челябинске
Беседа с анонимным политтехнологом

Делать выборы — работёнка та еще. Договорняки, суды, подставы, ментовские облавы… Микроменеджмент, сон по три часа в сутки, нервы, нервы, нервы. Зато по баблу неплохо. Как устроена власть в России, и как туда попасть? Кто и как печет этот пирог? Сколько что стоит, и кто сколько зарабатывает? Приоткрываем завесу.

Циля Зейман|26.03.20 9903
Интервью с Еленой Торшиной – основательницей Торшинского Треста
Интервью с Еленой Торшиной: мудачества в рекламном бизнесе хватает и от клиентов, и от блогеров, и от рекламных систем

Елена Торшина, основательница и медиамагнат digital-рекламного агентства «Торшинский Трест»: о рекламном рынке в России; о том, как выживают бизнесмены 90-х среди Ютуберов и ТикТокеров и о том, какие барыши остаются у рекламщика за грязную и напряжённую работёнку.

Циля Зейман|23.10.20 9761
Стилист Юлия Макушева
Интервью со стилистом Юлией Макушевой

Первое интервью — считай, что мастер-класс! Опытный стилист-имиджмейкер Юлия Макушева рассказывает, как подбирать гардероб в 2020 году, можно ли одеться стильно за 15 тысяч рублей. О стиле, меняющем судьбы. Как, наконец, выйти замуж и построить карьеру. Кому можно надеть рубашку в зебру с полосатыми брюками и не выглядеть клоуном. За что бывает стыдно стилисту. И самое главное — как российскому мужчине выглядеть стильно, даже если пояс перетягивает пузико.

Циля Зейман|25.02.20 9618
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.