Краткий рассказ как создавалось РабДно — трудности и успехи нового медиа

Как все начиналось

РабДно — это воплощение спонтанной идеи сделать новое медиа с интервью с представителями интересных и редких профессий. Концепция не революционная, нас легко обвинить в плагиате других информационных ресурсов. Но идея была не новой и до появления интернета в целом.

При этом у РабДна особенный формат, который выделяет его из ряда похожих проектов. Мы делаем фокус не на человеке, а на профессии, чтобы читатель погрузился в атмосферу и примерил чужую роль на себя.

От старта до релиза прошло 4,5 месяца. Начали в январе 2019 года. К первым героям пошли уже в январе. Дизайн рисовался около месяца. Разработка сайта заняла около 3 месяцев. А в мае состоялся релиз.

Кроме технической стороны проекта, мы уделили большое внимание формату статей и организации интервью. Инструкция по созданию материалов составляет полтора десятка страниц и постоянно дополняется. Каждый новый автор изучает её и получает детальные рекомендации перед началом работы.

Откуда такое название

Периодически читатели критикуют название. Многим слышится уничижительное: слова «раб» и «дно». Но название передаёт смысл проекта — мы хотим докопаться до сути, показать глубинные аспекты профессии, о которых читатель мог и не задумываться раньше.

Работа многих наших героев считается непрестижной. Но любое дело можно делать хорошо: будь то уборка улиц, вскрытие трупов, проституция или чистка канализации. 

Люди простых профессий составляют основу общества, фундамент, дно общественного уклада. Каждый специалист достоин уважения, если он работает хорошо и вкладывает душу в своё дело.

Есть и другой тип героев — которые изо дня в день работают с людьми, которые в каком-то смысле именно что на дне: бездомные, инвалиды, зависимые, лишенные свободы и пр. И это тоже созвучно с названием проекта. 

Наши герои при этом имеют совершенно полярные доходы. От «средних 30 000 р. по стране» до миллионов в месяц. 

Название и внешний вид сайта хорошо запоминаются и выделяются на фоне других новых медиа.

Мы выбрали такую концепцию и следуем ей, но это не значит, что мы остановили развитие ресурса.

Мы отслеживаем реакцию, постепенно и незаметно меняем дизайн, делаем его более удобным для читателя. РабДно живет и развивается :) 

Если же вас все равно оскорбляет слово «рабдно», считайте его аббревиатурой «Рабочие Дни Общества» =)

Как работает команда РабДна

Всего над проектом работают около 20 человек. Основная часть команды — авторы. Мы безостановочно ищем новых талантливых писателей из регионов. Автор должен быть грамотным, думающим, заинтересованным в проекте, понимать его формат и приводить новых героев. Отыскать таких людей всегда непросто, несмотря на достойную оплату труда.

Все авторы живут в разных регионах: осознанный выбор, так как наш интерес не ограничен МКАД. Но это составляет проблему слаженной координации коллектива.

Для ежедневного общения мы используем рабочий чат и регулярно устраиваем конф-коллы. Все задачи фиксируются в электронной почте с дедлайнами. Инструкция к готовым материалам включает требования по единообразному оформлению медиа и текстовых файлов.

С самого начала мы поняли, что в работе одновременно должно находиться много материалов. Не менее трёх героев в моменте на каждом авторе. 

Примерно 1 из 3 героев доходит до интервью. Большинство отказывается в процессе подготовки. Случается, что человек прочитал и одобрил вопросы, согласовано время, но интервью срывается в последний момент.

В постоянной разработке у нас от 5 до 7 материалов. Если подготовка интервью останавливается из-за непредвиденных проблем, мы всегда должны иметь запасной вариант.

Сейчас мы выпускаем одно интервью в неделю, но в наших планах вдвое увеличить количество материалов в ближайшее время. Поэтому организация процесса имеет большое значение. И основная проблема — это поиск интересных героев.

Каким должен быть наш автор

Быть готовым к тому, что работа над материалом составляет 1–2 недели. Быть готовым к итерациям. У нас всегда есть правки, и мы всегда добиваемся идеала. Быть в состоянии прочитать инструкцию и подстроиться под наш формат: написания, оформления, наименования файлов, картинок, составления отчёта для инвойса — всего.

Наша философия — дисциплина и единый формат работы. Если вы именно такой автор, отправляйте письмо на нашу почту: info@rabdno.ru.

Как мы ищем героев

Первоначально героями становились люди из круга общения членов команды. Благо, у нас подобралось довольно любопытное и разнообразное окружение: мужья, жёны, родители, соседи, бывшие коллеги, подруги и друзья. 

Несколько замечательных интервью, например — у психиатра врачебной комиссии — мы взяли благодаря рекомендациям доброжелателей проекта. 

Но героев много не бывает! И потому мы рады всем добровольцам, которые сами приходят и предлагают расскать про свои самые разные работы: от экзотичных до рутинных. Нам это интересно! 

После нахождения героя мы составляем список вопросов. Многие читатели замечают единообразие наших материалов и считают, что это связано с большой редакторской обработкой текстов. Но в основе — наше желание придерживаться опредёленного формата.

Вопросы всех интервью включают в себя обязательные блоки: как человек пришёл в профессию, размер дохода, сколько часов работает. Бытовые условия. Какой возможен профессиональный рост, есть ли сленг, что бесит в профессии, самые интересные и неприятные случаи. 

Некоторые истории, не вошедшие в основной выпуск интервью идут в наш в телеграм-канал «Тошнит». Там мы публикуем рассказы из рабочих будней не только героев статей, но и других людей. Если вы хотите рассказать интересный случай из вашей профессиональной жизни, обязательно напишите нам: info@rabdno.ru.

Перед интервью мы посылаем вопросы интервьюируемому, чтобы он мог подготовиться и собраться с мыслями. Давать интервью — особый навык. Обычные люди редко им обладают. Наша цель — сделать процесс комфортным для героя.

Интервью мы берём очно или заочно в удобное для героя время. Обычно оно занимает 1,5–2 часа. Команда РабДна не жалеет себя. Иногда интервью проходит до 12 часов ночи. 

Первоисточник — аудиофайл с записью беседы. В начале работы мы отправляли его на ручную расшифровку и давали авторам транскрипт. Но при таком алгоритме столкнулись с проблемой: расшифровка не всегда правильно передаёт смысл, вообще не передаёт интонацию героя, нередко искажает фактологию. Это не нравилось и читателям — они жаловались, что в текстах мало от самих героев и много постобработки. 

Сейчас авторы лично проводят интервью или получают исходный аудиофайл и могут расслышать все подробности, интонации, эмоции говорящего. Также мы поддерживаем связь с героем и уточняем неясные моменты. Это усложнило и замедлило подготовительную работу, но значительно улучшило качество текстов.

Перед автором стоит большая задача — сократить исходник в 2-3 раза. Автор должен без потери смысла, искажения фактов и размытия портрета персонажа выстроить текст, который полностью подходит под наш формат. Иногда приходится удалять из интервью интересные моменты. Это сложная работа и процесс согласования поначалу был достаточно долгим.

Первые материалы имели до 10 итераций, и все их внимательно перечитывали создатели проекта. Сейчас наши постоянные авторы уже нащупали формат, и мы укладываемся в 1-2 итерации. 

Финальную версию мы посылаем на согласование с героем. Обычно это мелкие правки и дополнения. Во время чтения материала герой может вспомнить важные факты, которые забыл упомянуть в интервью.

Но иногда случаются провалы. Один из героев сильно разоткровенничался и рассказал много скандальных подробностей о своей работе. Во время согласования он стал обвинять редакцию в том, что она хочет выставить его в черном свете. Хотя весь текст был написан с его слов и сверен с расшифровкой. Нам пришлось экстренно снимать интервью из плана публикации и переписывать заново. 

В другой раз ошибка случилась по нашей вине. Менеджеры забыли выслать текст интервью на согласование с героиней — госпожой БДСМ. После публикации мы попали в неприятное положение, так как она хотела внести в материал корректировки. Нам повезло, госпожа была адекватна, с юмором и не потребовала снимать материал с публикации. С тех пор мы внимательно отслеживаем утверждение текстов. 

Для нас важно делать материалы максимально близкие к первоисточнику. 

РабДно делает ставку не на редактирование, а на подготовку к интервью. Наши авторы тщательно изучают аспекты работы интервьюируемого. 

Проблема нехватки героев усугубилась желанием выпускать материалы чаще. Поэтому мы с удовольствием принимаем предложение от представителей разных профессий. Если вы хотите рассказать о себе, обязательно свяжитесь с нами info@rabdno.ru.

Что самое трудное в работе

Если делать работу качественно, трудно, как обычно, всё: найти хороших авторов и интересных героев; раскрыть героя и его профессию полноценно и удержать внимание читающих лонгриды.

Есть проблема, с которой мы пока объективно не справляемся. Это подготовка фотоматериалов. Можно пойти по простому пути большинства конкурентов — нанять иллюстратора рисовать что-то концептуальное, чтобы просто разбавлять этим текст, или брать чужие изображения. К последнему мы прибегаем для сохранения анонимности, когда нет другого выхода. Но, естественно, так или иначе с изображением всегда работает дизайнер. 

По возможности мы стараемся получить фотографии с реального рабочего места. На самом деле можно делать такие кадры, которые никак не выдадут героя, если тот желает остаться анонимным.

Иногда изображения любезно даёт герой. Но они бывают не самого лучшего качества. И тип иллюстраций очень сильно меняется от материала к материалу. 

Периодически съёмка и подготовка фотографий требует больше усилий и средств, чем само интервью. Но когда всё удаётся, оно получается цельным и атмосферным. Например, нашим авторам приходилось дважды ездить в морг. 

Посещение морга — мероприятие не для слабонервных. Вокруг трупы и идет работа. Запах буквально въедается в одежду, кожу и волосы. Его не удается смыть с первого раза. 

Но результат — интервью с патологоанатомом — одно из самых лучших на нашем сайте. Хорошо, что наши авторы прежде всего интеллектуальные и сильные личности, а не неженки :) В морг оба раза ездили девочки.

Кем мы хотим стать, когда вырастем

В настоящий момент мы четко определили вектор развития и заскриптовали операции. Основная цель — увеличивать количество авторов и героев, выпускать интервью чаще. Также мы стремимся улучшить качество статей и оптимизировать сайт РабДна. 

В ближайших планах — добавить ряд новых форматов. Например, если у читателей какой-либо материал вызывает диссонанс и они могут предложить конструктивную критику — мы с радостью представим на сайте альтернативное мнение. Но это должны быть именно фактология и конструктив, а не просто хейт, отрицание, эмоции.

Всем конструктивно несогласным писать на почту info@rabdno.ru.

Конечно, все эти планы требуют от редакции дополнительных расходов. Ещё до запуска проекта мы, основательницы РабДно, — Елена Торшина и Татьяна Масленникова — обсуждали возможность привлечения инвесторов. Благодаря своему опыту примерно понимали, какие расходы понесём. Прогноз бюджета был верен на 90%.

Привлечение инвестиций — лёгкий путь. Тем более у нас были возможности. Но без готового продукта это означало зависимость от мнения и желания инвестора. Мы же хотели делать полностью самостоятельный проект.

После мучительных размышлений, взвесив все доводы, мы пошли по сложной дороге независимости. В настоящий момент РабДно существует на личные средства организаторов и за счёт инфраструктуры агентства Елены Торшиной «ТоршТрест».

Несмотря на небольшой возраст ресурса, у него уже формируется костяк постоянной аудитории. Подача материала оказалась интересной читателям. Мы уже получили несколько предложений от рекламодателей, готовых выделить бюджеты на размещение. Но не согласовали формат. 

В одном из случаев потенциальные рекламодатели хотели разместить интервью генерального директора, которое напишет PR-отдел компании. В другом — предлагали нам выдумать рассказ от лица своего клиента, с нативной рекламой продукта.

РабДно не работает со сторонними авторами, и мы не готовы придумывать героев. У нас взрослая и умная аудитория. Она очень критично относится к текстам и сразу распознает обман. 

Поэтому мы скрепя сердце пока отказались от денег.

Как мы работаем с рекламодателями

У РабДно один формат рекламных материалов – нативная публикация, которую мы дополнительно поддерживаем во всех соцсетях, каналах и баннерами на главной странице. 

Для публикаций от рекламодателя нужен живой, настоящий герой – из работяг. Не ТОП-менеджер. Не акционер. Не PR-директор. А именно работяга. На котором многое держится и в котором вся суть профессии и деятельности компании. 

Но в целом, мы открыты к диалогу. 

Бывают компании, где как раз PR-директоры интереснее всего. Бывают компании, где все держится как раз на акционере – от закупки туалетной бумаги в офис до курьерских доставок по выходным. 

Но в общем и целом, мы хотим сразу, на берегу, донести до рекламодателей следующее. Читателя уже тошнит от вылизанных, сто тысяч раз согласованных интервью с боссами, с ТОПами, с прочими Богами с Олимпа. Читатель давно не верит во все эти причесанные цензурированные корпоративные тексты. Такие материалы не дают трафика. Не дают охвата. Возможно, они закрывают какую-то потребность в самолюбовании у босса, какую-то позицию в отчете PRщика. Но это не к нам, извините. К нам присылайте самых сермяжных своих сотрудников. В которых сама жизнь, сама компания, сам рынок. Вам же будет лучше. Trust me :)

Формат РабДно тяжеловесный, так что детали и ситуации обсуждаются в почте info@rabdno.ru 

Активную монетизацию проекта мы рассчитываем начать с 2020 года. Но если вам интересно сотрудничество, мы уже сейчас готовы делать пробные рекламные размещения и вести переговоры о спонсорстве.

Такой формат требует от рекламодателя гибкости мышления, принятия нового. А от нас – большой избирательности. Но это путь развития РабДно: в первую очередь, думать о читателях и не поступаться своими принципами. 

К нам часто обращаются PR-специалисты по поводу бесплатного размещения материалов. Мы не отрицаем возможности интервью с вашим сотрудникам, если это интересно нам и читателям. Но акцент будет сделан на работе в вашей сфере, а не на имени компании. 


Контакты
info@rabdno.ru








Мы в соцсетях

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.